Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова
Из словаря С.И.Ожегова: Плен – неволя. Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить. подчинить.
Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.
Величие и красота Кавказа
Военно-грузинская дорога М. Лермонтов 1837 Эпизод Кавказской войны М. Лермонтов 1840
Теория Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.
Композиция рассказа
Приемы характеристики литературных героев: Внешние черты (портрет); Внешние черты (портрет); Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь; Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь; Характеристика героя другими действующими лицами Характеристика героя другими действующими лицами
Знаешь ли ты текст? 1 группа 1 группа Как герой оказался в плену?
2 группа 2 группа Опишите внешность героя.
3 группа 3 группа Чем герой занимался в плену? в плену?
4 группа 4 группа Как Жилин готовился к побегу?
Сравните героев Жилин Костылин Костылин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Способен на предательство Сумел прижиться в ауле Раскис, упал духом Работящий, не может сидеть без дела, мастер Не принимает других людей Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный, простил Костылина
Кроссворд 1.Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая,худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные,светлые и лицом красивая». (Дина) 2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ) 3. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (Сюжет) 4. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука) 5. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина И Костылина? (Антитеза)
На всё добро ответим мы добром, «На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов