Основные компоненты эвристического урока
1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение Ваших целей урока с целями учащихся. Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение Ваших целей урока с целями учащихся.
Понятие цели имеет несколько взаимосвязанных значений 1) предвосхищаемый результат деятельности; 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Пример стратегических целей, которые названы первоклассницей Настей Хуторской (6,5 лет) в качестве ответов на вопрос «Что для меня самое главное?». Время на ответы – 5 минут. Пример стратегических целей, которые названы первоклассницей Настей Хуторской (6,5 лет) в качестве ответов на вопрос «Что для меня самое главное?». Время на ответы – 5 минут.
Любить животных (зверей). Любить животных (зверей). Стать взрослой. Стать взрослой. Жить больше. Жить больше. Быть умной. Быть умной. Быть красивой. Быть красивой. Хорошо относиться к другим людям. Хорошо относиться к другим людям. Хорошо делать гимнастические упражнения. Хорошо делать гимнастические упражнения. Достигать своих целей. Достигать своих целей. Любить растения. Любить растения. Не губить природу. Не губить природу. Работать в заповеднике, когда стану взрослой. Работать в заповеднике, когда стану взрослой. Любить своих детей. Любить своих детей.
Классификация целей по тематическим блокам: 1.Отношение (любовь) к живой природе (цели 1, 9, 10, 11); 2.Отношение к себе: 2.1.Цели-устремления – 2, 3; 2.2Цели саморазвития – 4, 5, 7; 2.3Цели по отношению к целям – 8; 3.Отношение к другим людям (цели 6, 12).
диагностики учебных целей изучить материал учебника; изучить материал учебника; усвоить основные понятия и законы темы; усвоить основные понятия и законы темы; подготовить доклад по одной из проблем (указать); подготовить доклад по одной из проблем (указать); качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену); качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену); выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений; овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений; углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; проявить и развить свои способности (назвать их); проявить и развить свои способности (назвать их); организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; получить хорошую отметку на зачете; получить хорошую отметку на зачете; научиться решать задачи и проблемы по теме; научиться решать задачи и проблемы по теме; свой вариант цели. свой вариант цели.
группы целей личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме; предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме; креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины; креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины; когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов; когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов; оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий. оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий.
2 этап разработки Создание эвристической образовательной ситуации Создание эвристической образовательной ситуации
Эвристическая образовательная ситуация ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемой учителем. Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены. ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемой учителем. Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены.
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: образовательная напряженность (формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения), образовательная напряженность (формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения),
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: уточнение образовательного объекта (обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета), уточнение образовательного объекта (обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета),
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: конкретизация задания (формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником), конкретизация задания (формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником),
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: решение ситуации (личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников), решение ситуации (личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников),
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: демонстрация образовательной продукции (организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников), демонстрация образовательной продукции (организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников),
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: систематизация образовательной продукции (систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта), систематизация образовательной продукции (систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта),
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: работа с культурно- историческими аналогами (введение культурно- исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам), работа с культурно- историческими аналогами (введение культурно- исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам),
Основные этапы эвристической образовательной ситуации: рефлексия учащегося (обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулировка окончательного или открытого решения образовательной ситуации). рефлексия учащегося (обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулировка окончательного или открытого решения образовательной ситуации).