М.Ю.Лермонтов Тема одиночества в лирике поэта
Тема одиночества Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, выражающий умонастроение поэта. Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, выражающий умонастроение поэта. Это центральная тема его поэзии, в которой ярко проявилось личное « я » автора. Это центральная тема его поэзии, в которой ярко проявилось личное « я » автора. Тема одиночества связана с неприятием лермонтовским героем мира. Тема одиночества связана с неприятием лермонтовским героем мира.
М. Ю. Лермонтов Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение Смерть поэта. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта. Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение Смерть поэта. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта.
Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтов. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтов. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти Когда читаешь эти стихотворения, тебя стихотворения, тебя охватывает странное чувство. охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от сердце невольно сжимается от боли. боли.
«И скучно и грустно» И скучно и грустно! – и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… В минуту душевной невзгоды… Желанья!... Что пользы напрасно и вечно желать... А годы проходят – все лучшие годы! А годы проходят – все лучшие годы! Любить…но кого же?.. на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно… А вечно любить невозможно… В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа. И радость, и муки, и все там ничтожно. И радость, и муки, и все там ничтожно. Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка, Исчезнет при слове рассудка, И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - вокруг, - Такая пустая и глупая шутка!
«Смерть поэта» Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
«Пророк» С тех пор как, как вечный судия Мне дал всевиденье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи.. пищи..
«Как часто, пестрою толпою окружен…» И если как-нибудь на миг удастся мне И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком; и кругом И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей. И сад с разрушенной теплицей.
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (Дума ). Дума - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов: Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (Дума ). Дума - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов: Печально я гляжу на наше поколенье! Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно... Его грядущее иль пусто, иль темно... Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее. Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее. Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие его современники живут ошибками отцов и поздним их умом. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений: Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие его современники живут ошибками отцов и поздним их умом. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений: И ненавидим мы, и любим мы случайно, И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви... Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений: Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений: Толпой угрюмою и скоро позабытой Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа. Над миром мы пройдем без шума и следа. Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Ни гением начатого труда. Какая ирония звучит в словах! Какая ирония звучит в словах! Мы жалко бережем в груди остаток чувства... Мы жалко бережем в груди остаток чувства... Мы иссушили ум наукою бесплодной... Мы иссушили ум наукою бесплодной... К добру и злу послушно равнодушны... К добру и злу послушно равнодушны... Дума - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. Дума - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
«Прощай немытая Россия» Быть может за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.
«Выхожу один я на дорогу» Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение Выхожу один я на дорогу. В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? " Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность: Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение Выхожу один я на дорогу. В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? " Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность: Уж не жду от жизни ничего я, Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть... И не жаль мне прошлого ничуть...
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это контраст природы и внутреннего состояния человека: Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это контраст природы и внутреннего состояния человека: В небесах торжественно и чудно! В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Жду ль чего? жалею ли о чем? Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтов явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: Я поэт другой эпохи Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтов явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: Я поэт другой эпохи