Обзор мировой энергетики МЭА 2009 (+Копенгаген): что нового? Леонид Григорьев, Марсель Салихов, Фонд «Институт энергетики и финансов» Алексей Кокорин, WWF России 17 ноября 2009
2 World: Long-term Trends and Cycles Source: BP, IMF, IEF estimates Real oil price GDP (right scale)Primary energy consumption (right scale) $US 2007/ barrel y-o-y
3 Динамика основных макроэкономических показателей, Источник: МВФ, ОЭСР Спад в мировой экономике стабилизировался в начале 2009 года. Однако до предкризисных уровней еще очень далеко
4 Динамика промышленного производства в развитых странах, Источник: МВФ, ОЭСР, национальные статистические комитеты, оценки ИЭФ В развитых странах в июле-сентябре 2009 г. выпуск в промышленности стабилизировался и начал расти, однако уровень производства все ещё ниже значений гг.
Dynamics of Energy Consumption and GDP, annual rates, Source: IMF, BP, World Bank
6 ОПЕК – 11: квоты, фактическая добыча, загрузка мощностей Источник: МЭА, Министерство Энергетики США, оценки ИЭФ Высокие цены на нефть в значительной степени обеспечиваются низкими квотами ОПЕК, хотя их фактическое выполнение ослабляется по мере роста цен
7 Котировки нефтяных фьючерсов на NYMEX на разные даты Источник: NYMEX
Введение Прогнозы WEO важны не по причине их точности, а потому, что они сами по себе формируют ожидания на энергетических рынках и влияют на политические решения Прогнозы и модели WEO – одни из лучших в мире, но зачастую основные выводы и общая картина скрыты за техническими и узкоспециальными вопросами СМИ фокусируют внимание на некоторых фрагментах Прогноза, выбирая отдельные яркие фразы. Надо смотреть не только на Executive Summary Регулярно выходящие Обзоры WEO дают общее представление о взгляде МЭА на энергетические рынки. Но Обзор – 2009 существенно отличается от предыдущих
Основы аналитического подхода к прогнозу 1. Макроэкономическим предпосылкам часто не уделяют много внимания, хотя все конкретные выводы очень чувствительны к темпам экономического роста. Специальная часть WEO об анализе чувствительности 2. Предпосылки о ценах энергоносителей. Цены энергоносителей экзогенны в моделях WEO 3. Сочетание энергоносителей, итоги, конкретные сектора, типы топлива 4. Сценарный анализ 5. Анализ выводов для экономической политики
Экономический рост: предпосылки WEO Rather optimistic view on world GDP growth in WEO-2009 doesnt change fundamentals in economic growth picture due to current recession Source: WEO 2009, IEA
Предпосылки о росте мирового ВВП в трёх последних WEO Source: WEO 2009, IEA, IMF, IEF calculations. Note: growth rates were recalculated to include factual data of by IMF GDP growth rates for period in WEO-2009 are higher in WEO-2009 than in WEO-2008
Разногласия о добыче и запасах нефти Source: IEA Oil production forecasts were steadily reduced in recent years. But IEA doesnt see peak till 2030 as baseline
Цена на нефть: предпосылки WEO – 2009 по разным сценариям Source: WEO 2009, IEA Oil prices are assume to grow steadily in real terms in Reference scenario. 450 scenario assumes lower energy prices (as it was in WEO-2008) due to falling demand.
Структура потребления энергии по типу топлива, Source: WEO 2009, IEA Gas share is stable globally. IEA sees no more dash for gas Global gas demand in WEO-2008 is supposed to grow at 1.8% rate (primary energy – 1.6%) and in WEO-2009 its only 1.5% (primary energy – 1.5%)
Мировое потребление энергии: 450 против Базового Gas consumption and its share in global energy mix falls in 450 scenario. 450 scenario means 230 GW of additional (compared to Reference) nuclear capacity by 2030!
16 Динамика доли возобновляемых ресурсов в развитых странах, Источник: МЭА
17 Динамика выбросов CO2, 1990 – 2007, % от мировых выбросов Источник: Министерство Энергетики США, МЭА
Согласованного текста нет, а по ключевым вопросам снижения выбросов и финансовой поддержки страны еще очень далеки от компромисса (~100 млрд. долларов в год на 2020 год и широкомасштабные меры по низкоуглеродному развитию всей мировой экономики) Худший сценарий Министерская политическая декларация – полный провал переговоров. Фактически либо провал переговоров, либо перенос сроков Двухступенчатый порядок действий: сначала принять политическое соглашение - план по выработке в 2010 году юридически обязательного документа - нового протокола или его аналога. Сейчас не США, а общая незавершенность работы требует продления сроков на 2010 год. - хотя "фактор США" тоже важен. Необходимо резкое ускорение процесса выработки юридически обязательного документа, подлежащего ратификации Пока это не провал, но серьезный сигнал, что автоматически сильного и работоспособного соглашения не добиться. Пока ни один элемент нового юридически обязательного соглашения не убран со стола переговоров. Пока есть все возможности получить действенный и работоспособный документ Развитие событий в Копенгагене (на КС-15)
Без торможения выбросов развивающимися странами решить проблему нельзя,. Как развитым странам одновременно найти средства на снижение выбросов - "дома" + закупку квот за рубежом (это % снижения развитых стран) и - финансовую помощь в торможении выбросов (это % снижения развивающихся стран) Поиск компромисса - главная проблема, требующая времени
Финансовые ресурсы и инвестиции Источник средств, 2020 год, млрд. долл. в ед г. Мин. оценка Макс. оценка Предположения Официальная помощь развитию (ОПР) по каналам ООН и т.д. ~10~ г. ОПР = ~ 120 млрд., на климат ~1 млрд. Развивающиеся страны настаивают на доп. финансировании, а не на перераспределении ОПР. Рост ОПР при отмене субсидирования на исп. ископаемого топлива (G20). Отчисление с проектов МЧР, ПСО и межд. (!) торговли квотами 0,31,7Оценка в зав. от отчислений и (2-12%) и объема проектов и трансакций. Адаптационный фонд не сможет работать только за счет этого источника (сейчас 2% с МЧР) Платежи с авиационных перевозок или их включение в системы торговли 412Доклад Oxfam International, Dec То же с морских перевозок 617Доклад Oxfam International, Dec Аукционные продажи квот (AAUs) развитых стран 1570Продается от 2 до 10% всех квот по цене ~45 долл. за тонну СО2-экв. (предложение Норвегии, поддержанное рядом крупнейших стран). США закон В-М предполагает аукционную продажу с 1 до 7% (с 2012 к 2050 гг.)