Учитель биологии МБОУ «Ликино-Дулевский лицей» Хижняк И.Е.
По данным исследований Госкомэпиднадзора в России: 15% детей практически здоровы 50% детей имеют функциональные отклонения 35% детей имеют хронические заболевания в 3 раза увеличилась патология органов пищеварения и мочеполовой системы в 5 раз – опорно-двигательной системы в 4 раза - нервно-психических расстройств
лишь треть учащихся могут освоить программу основной школы без ущерба для своего здоровья! к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 3 часов более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.
виды нагрузок: умственная, связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний динамическая, как правило, организована на уроке недостаточно, то приводит к гиподинамии статическая, связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение во время урока, очень тяжела для растущего организма младших школьников и нередко отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.
Зрительная гимнастика. Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при использовании компьютера: 1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4,широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз. 2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Физические упражнения на уроках в школе для предупреждения зрительного утомления и близорукости. 1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. 2.Выполяется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. 3.Выполяется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии см о т глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить раз. (Тем, кто пользуется очками, их не следует снимать). 4.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3-4 раза.
Дыхательные упражнения. Упражнение проводится из положения сидя. Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание на 3. Затем, закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т.д.