Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 Учитель математики Стаж работы-27 лет высшая квалификационная категория 2008 год Емельянова Роза Николаевна
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Фромм Фромм
Компетентностный подход, реализуемый современным образованием, предполагает, что развитие креативного потенциала личности является фундаментальным условием повышением качества учебно-воспитательного процесса. Актуальность темы: Цель: Определение оптимальных условий, принципов и методов развития творческого способностей на уроках математики в 6 классе.
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме теории творческого мышления, креативности изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме теории творческого мышления, креативности рассмотреть некоторые психолого- педагогические принципы развития творческих способностей рассмотреть некоторые психолого- педагогические принципы развития творческих способностей выявить уровень сформированности творческого мышления у учащихся выявить уровень сформированности творческого мышления у учащихся определить методы и способы развития творческих способностей на уроках математики определить методы и способы развития творческих способностей на уроках математики Задачи:
Гипотеза: Целенаправленное и регулярное использование на уроках нестандартных задач, специально подобранных упражнений, требующих известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности будет способствовать развитию творческих способностей. Объект исследования: процесс обучения математике в 6 классе
видение новой проблемы в знакомой ситуации перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию видение новых функций известных объектов видение всей взаимосвязи структуры объекта видение альтернативных и вариативных способов решения задачи комбинирование известных способов действия и создание нового способа построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных Элементы творческих способностей (по И. А. Лернеру)
Условия формирования творческих способностей положительные мотивы учения положительные мотивы учения интерес учащихся к предмету интерес учащихся к предмету творческая активность творческая активность благоприятный микроклимат в коллективе благоприятный микроклимат в коллективе предоставление свободы выбора действий, вариативность работы предоставление свободы выбора действий, вариативность работы эмоциональность эмоциональность
реализация творческих возможностей учащихся и учителя реализация творческих возможностей учащихся и учителя опора на субъективный опыт учащихся опора на субъективный опыт учащихся индивидуализация и дифференциация обучения индивидуализация и дифференциация обучения актуализация результатов обучения актуализация результатов обучения системность обучения системность обучения учёт возрастных и индивидуальных особенностей мышления учёт возрастных и индивидуальных особенностей мышления Принципы деятельности
предложить ученикам по-своему выполнить то, что уже известно: придумать обозначение, дать определение и т.д. сочинить задачу, математическую сказку составить математический кроссворд, игру изготовить модель, математическую фигуру разработать свои памятки, алгоритмы решения задач Задания и приёмы развивающие когнитивные, креативные качества Задания когнитивного типа: доказать математическую закономерность, теорему исследование объекта (число, уравнение, задача) проведение математического эксперимента, опыта исследование исторических фактов вычленение общего и отличного в разных системах Задания креативного типа:
Уровень развития творческого мышления