Технология развития критического мышления Учитель химии МАОУ «Гимназия 1» Сокерина В.В.
Понятие под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащегося и преподавателя.
Д. Халперн Качества, необходимые для применения критического мышления: Готовность к планированию Гибкость Настойчивость Готовность исправлять свои ошибки Осознание Поиск компромиссных решений
Метакогнитивные умения человек должен уметь: диагностировать то, что уже знает, и то, что ещё не знает; ставить перед собой определённую учебную задачу и продумывать программу её осуществления; реализовывать намеченные планы: подбирать необходимый учебный материал, уметь его прорабатывать; регулировать процесс собственного умения и контролировать успешность своих действий; анализировать и осмысливать результаты своих учебных действии, сопоставлять их с намеченными целями; определять направления дальнейшей работы над собой.
Специфика образовательной технологии развития критического мышления учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации; инструментарий, обеспечивающий технологию позволяет учителю быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации; все обучение строится на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Главная цель ТРКМ – развитие интеллектуальных умений учащихся необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технологические этапы I стадияII стадияIII стадия Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения Осмысление содержания получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения; Рефлексия размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения. Структура ТРКМ
СтадияДеятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I стадия Вызов Направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации": рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д.
СтадияДеятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы II стадия Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредствен ной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "- ", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
СтадияДеятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы III стадия Рефлексия Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления содержания - Заполнение кластеров, таблиц, - установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
СтадияФункция Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме). Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). Функции трех стадий технологии ТРКМ
Некоторые приёмы и стратегии ТРКМ 1.Разбивка на кластеры. Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. 2. Приём « Выглядит, как … Звучит как …» На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие «коррозия»: Выглядит как…Звучит как… Рыжий гвоздь Дырки в кровле Ржавая лопата Горящий газопровод Какой вред! Взрывы Надо защищать Металлический скрежет
3. Таблица « ПМИ » и « ПМ? » «+»«-»«?» Самая экономичная Вид энергии Энергия будущего Радиация Аварии на АЭС Сколько АЭС в мире Каковы основные причины аварий на АЭС? 4. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Могли…? Как звать…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете… В чём различие… Что, если…? Предположите, что будет, если…?
5. «Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения. «Инсерт»- самоактивизирующая, системная разметка для эффективного чтения и размышления. Пометки могут быть следующие: – Знаком галочка (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. – Знаком плюс (+) отмечается новое знание, новая информация. – Знаком минус (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. – Знаком вопрос (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
6. Синквейн: 1. в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); 2. во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных); 3. в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами; 4. в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; 5.в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско- обобщенном уровне.
Ржавчина 1.Противная, рыжая. 2.Пожирает, разрушает, вредит. 3.Превращает металл в хлам. 4.Вредина. Семинар 1.Яркий, интересный. 2.Учит, вдохновляет, задает вопросы. 3.Критическое мышление – путь к самообразованию, открытиям. 4.Открытие. Примеры:
Заключение Ø Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Ø Важен результат. Ø Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Ø Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к себе, своим одноклассникам, к учителю.