Стили педагогического общения Авторитарный Авторитарный Попустительский Попустительский Демократический Демократический Общение на основе увлеченности Общение на основе увлеченности Общение – дистанция Общение – дистанция Общение – устрашение Общение – устрашение Заигрывание Заигрывание
Авторитарный стиль общения Просматривается тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль Определяет не только общие цели, но и указывает способы выполнения Любая инициатива рассматривается как проявления нежелательного самоволия Учащимся позволяется участвовать в обсуждении, однако решения принимает учитель
Попустительский Главная особенность – самоустранение руководителя из учебно- производственного процесса Ученики как правило не бывают удовлетворены работой в подобной группе Учитель ограничивается формальным выполнением обязанностей и указаний администрации
Демократический Группа принимает активное участие в обсуждении всего хода работы Учитель старается занять позицию «первого среди равных» Проявляет определенную терпимость к замечаниям Вникает в личные дела и проблемы учащихся
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью Единство высокого профессионализма педагога и его этических установок Отличительная черта – дружественность помноженная на заинтересованность работой
Общение – дистанция В системе взаимоотношений педагога и ученика в качестве ограничителя выступает дистанция Может привести к авторитарному принципу общения В крайнем проявлении ведет к общению устрашению
Общение - устрашение Ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя В творческом отношении бесперспективно Лишает педагогическое общение дружественности
Заигрывание Завоевывается ложный авторитет Может возникнуть в результате а) непонимания педагогам стоящих перед ним задач б) отсутствия навыков общения в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт