Из опыта работы социального педагога ЖИГАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ МОУ СОШ2
МОЯ РОДНАЯ ШКОЛА
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ЭКСПЕРТ ПОСРЕДНИК ПСИХОТЕРАПЕВТ ПОМОЩНИК ТРЕНЕР ДРУГ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ АДВОКАТ СОВЕТЧИК
Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. Истинным ориентиром в жизни - социальная деятельность самого ребёнка. МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!
Я считаю, что любое образование происходит через включение личности в социальное сознание человеческого сообщества. Этот процесс, начинаясь неосознанно с момента рождения, постоянно формирует способности человека, насыщая его сознание, формируя его привычки, помогает развиваться его идеям, чувствам и эмоциям. Через это неосознанное образование человек постепенно вырастает до способности использовать всё лучшее из интеллектуального и духовного наследия, которое представляет для человечества главное богатство.
Способности ребёнка пробуждаются под действием требований социальных ситуаций, в которые он попадает. Эти требования заставляют его действовать как члена общества, выбираться из свойственных ему узких границ действий и чувств, и выражать себя с точки зрения ценностей той группы, к которой он принадлежит. Реакция других членов общества на его действия должна помогать ребёнку узнать, что они означают в социальном отношении.
Я считаю, что воспитательный процесс имеет две стороны: психическую и социальную составляющую. Собственные инстинкты и способности ребенка являются исходным материалом и отправной точкой его образования. Что знание социальных условий, современного состояния общества необходимо, чтобы адекватно интерпретировать поведение ребёнка. У ребенка есть собственные инстинкты и намерения, но мы не знаем, что они значат, до тех пор, пока мы не найдем им эквиваленты в структуре общественных отношений. Мы должны уметь расценивать их с точки зрения социального опыта.
Я считаю, что психическая и социальная стороны органически взаимосвязаны. С другой стороны, единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. Невозможно научить такого рода адаптации, если не будет постоянной заботы об интересах и возможностях самого ребёнка. Ученик - это социальная личность, а общество - это органичное сообщество индивидов. Невозможно отбросить социальный фактор, говоря о личности ребёнка, его интересах и привычках. Это необходимо контролировать в каждой точке педагогической работы.
Я считаю, что школа - это, в первую очередь, социальный институт. Поскольку образование - это непрерывный социальный процесс, школа - это такая форма общественной жизни, где сконцентрированы все виды деятельности, что позволяет ребёнку наиболее эффективно и полно усвоить наследие человечества, и использовать свои способности. Я считаю, что истинным ориентиром является социальная деятельность самого ребёнка. Я считаю, что моя задача определить, опираясь на больший опыт и мудрость, как определенный порядок жизни должен входить в жизнь ребенка, где он может получить максимальную помощь и поддержку.
ЗАДАЧИ: 1.Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе 2. Обеспечение социальной поддержки каждому ребенку на основе его социально-педагогического изучения. 3. Профилактика и преодоление отклонений в личностном развитии ребёнка. 4. Обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся, учитывая принцип дифференциации и индивидуальности. 5. Проведение работы по созданию здоровье сберегающей среды для решения проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогических работников.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА: Принцип взаимодействия: - целенаправленное постоянное сотрудничество социального педагога с другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций; - создание педагогической среды в учебном учреждении; - налаживание связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода: - гуманное отношение к личности; - уважение прав и свобод, как учащегося, так и педагога; - поощрение творческой самореализации.
Принцип позитивного восприятия и принятия личности: - принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть; - поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности; - оптимизм и веру в возможности и способности личности; - формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.
Принцип конфиденциальности: - установление отношений открытости; - уверенность в надежности, получаемой информации; - сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Социальный педагог школы выполняет большой объём работы с учениками, родителями, педагогами. Аналитико-диагностическая: - изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; - выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, а также различного рода проблем; - установление причин социального неблагополучия семьи.
Организационно-коммуникативная: - установление деловых и личностных контактов; - накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся; - формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношений и с взрослыми, - осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, социальной среды, в том числе и неформальной; - усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
Социально-профилактическую и реабилитационную : - организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; - влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости, - использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности; - содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; - взаимодействие с органами социальной защиты.
Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся: саморазвитии, самоорганизации, самооценки, - оказание помощи ребенку в самореализации, самореабилитации. Психотерапевтическую: - забота о душевном равновесии ребёнка; - установление доверительных отношений с ребёнком, подростком, взрослым; - оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; - оказание содействия в изменении отношения ребёнка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе; - организации ребенку, взрослому «ситуации успеха».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ