ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
Advertisements

Компетентностная модель современного учителя. Компетентностная модель современного учителя.
Компетенции и компетентностная модель современного учителя МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа.
Профессиональная компетентность учителя 9 января 2013 год.
Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. Компетентность.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
ПЕДСОВЕТ РОЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ. МОУ средняя общеобразовательная.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди.
П ереход на новые образовательные стандарты Р азвитие системы поддержки талантливых детей С овершенствование учительского корпуса И зменение школьной.
Компетентностная модель учителя в современной школе Знания и компетенции Компетенции и социальный заказ.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС Педсовет: Павловка, учебный год.
К вопросу о компетентностном подходе в обучении Заместитель директора по НМР Турчановская В.Н. Томск 2011.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Учитель английского языка Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности.
ХХ Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои.
КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Тема: «Развитие технологии системно – деятельностного подхода как способа формирования компетентностей учащихся» Цель: представить педагогические «находки»,
Транксрипт:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СЕГОДНЯ: Активное вовлечение обучающихся в конструирование своих собственных знаний. Динамичный процесс, во время которого обучающиеся используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения. Приоритетной становится активная самостоятельная продуктивная работа обучающихся. Сотрудничество обучающихся и педагогов с целью активного экспериментирования, созидания, открытия новых знаний.

ПРИНЦИПЫ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ: Репродуктивное обучение, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации). Селективная, двухуровневая отметочная система оценивания. Принудительная форма организации учебных занятий. Вертикальная, иерархически организованная система административного руководства. ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ: Образование для жизни, успешной социализации в обществе и личностного развития. Оценивание для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки. Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности обучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, обучающихся, представителей общественности к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Важнейшими критериями качественного образования сегодня называют сформированности основных компетенций, позволяющих личности реализовать в оптимальном для нее объеме присущие ей разнообразные социальные роли. Необходимо формировать у обучающихся ключевые компетенции – такие универсальные функциональные способности и умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей, позволят понимать различные ситуации, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Универсальная или общекультурная (элементарная языковая, математическая, естественно-научная, гигиеническая грамотность). Коммуникативная (навыки общения, межкультурного взаимодействия, использования информационных средств и т.д.). Правовая (знание и использование законов для собственной правовой защиты, соразмерность своих прав и обязанностей). Экономическая (ориентация в современной рыночной экономике, участие в ней не только в качестве объекта - потребителя, но и субъекта – предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т.д. Социально-политическая (ориентация в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства). Семейная (знание основ и норм семейной жизни, семейного хозяйственно-бытового уклада). Профессиональная (ориентированность в выборе профессии, первичная и начальная профессиональная подготовка).

Состав любой ключевой компетенции определяется на основе исследований и в ходе дискуссии, в процессе которой договариваются о том, какие умения в современном обществе являются необходимыми для успешной профессиональной, личной и общественной жизни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 1.В.А. Адольф: «Профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». 2.В.Р. Веснин: «Профессиональная компетентность – способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям». 3.В.Ю. Кричевский определяет основные признаки понятия компетентности: наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений, владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Ценности, принципы и цели Ценности, принципы и цели Профессиональные качества Ключевые компетенции Педагогические способы, методы и технологии Профессиональные позиции

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ САМООЦЕНКА ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ПРИТЯЗАНИЙ СФОРМИРВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СПОСОБНОСТЬ К ВЫРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, АНАЛИЗУ И КОРРЕКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ) Оптимизация образовательного процесса во взаимосвязи с развитием методической и профессионально-педагогической компетентности учителя. Целенаправленная, системная деятельность субъектов и объектов методической системы по развитию профессиональной компетентности и создания продуктивных моделей формирования ключевых компетенций обучающихся. Формирование современного педагогического мышления учителя (с помощью различных методик определение реального уровня профессиональной компетентности педагогов и проектирование на этой основе работы методической службы).

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учи­телем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности): свобода учащегося быть самим собой; каждый человек обладает своим «совершенством»; помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его спо­собностям, интересам и возможностям; человек учится только тому, что соответствует его способностям, ин­тересам и что он считает полезным для себя; чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник дол­жен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в макси­мальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества: доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся; быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность; иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися; иметь развитую способность к критике и рефлексии; воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания; понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности; быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу; спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес; иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим; уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами; демонстрировать компетентное поведение - собственную ответс­ твенность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п. демонстрировать увлеченность своим предметом; использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Основные компетенции современного учителя Базовая компетентность учителя заключается в умении организо­вать такую образовательную, развивающую среду, в которой стано­вится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, жела­ние вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выде­лить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды». Учитель должен: Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные ре­зультаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды де­ятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними оп­ределять наиболее подходящий для него учебный материал или деятель­ность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследо­вательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекват­но оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведе­ния и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Педагогические методы, способы и технологии Используются все возможные методы, способы и технологии, позволя­ющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить: Технологию «критического мышления». Проектно-исследовательский метод. Организацию разнообразных форм диалога и дискуссий. Методы формирования понятий.

Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обуче­нию, который в западной педагогике получил название конструктивистская дидактика. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книжке. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.