ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СЕГОДНЯ: Активное вовлечение обучающихся в конструирование своих собственных знаний. Динамичный процесс, во время которого обучающиеся используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения. Приоритетной становится активная самостоятельная продуктивная работа обучающихся. Сотрудничество обучающихся и педагогов с целью активного экспериментирования, созидания, открытия новых знаний.
ПРИНЦИПЫ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ: Репродуктивное обучение, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации). Селективная, двухуровневая отметочная система оценивания. Принудительная форма организации учебных занятий. Вертикальная, иерархически организованная система административного руководства. ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ: Образование для жизни, успешной социализации в обществе и личностного развития. Оценивание для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки. Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности обучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, обучающихся, представителей общественности к управлению ОУ и оценке его деятельности.
Важнейшими критериями качественного образования сегодня называют сформированности основных компетенций, позволяющих личности реализовать в оптимальном для нее объеме присущие ей разнообразные социальные роли. Необходимо формировать у обучающихся ключевые компетенции – такие универсальные функциональные способности и умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей, позволят понимать различные ситуации, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Универсальная или общекультурная (элементарная языковая, математическая, естественно-научная, гигиеническая грамотность). Коммуникативная (навыки общения, межкультурного взаимодействия, использования информационных средств и т.д.). Правовая (знание и использование законов для собственной правовой защиты, соразмерность своих прав и обязанностей). Экономическая (ориентация в современной рыночной экономике, участие в ней не только в качестве объекта - потребителя, но и субъекта – предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т.д. Социально-политическая (ориентация в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства). Семейная (знание основ и норм семейной жизни, семейного хозяйственно-бытового уклада). Профессиональная (ориентированность в выборе профессии, первичная и начальная профессиональная подготовка).
Состав любой ключевой компетенции определяется на основе исследований и в ходе дискуссии, в процессе которой договариваются о том, какие умения в современном обществе являются необходимыми для успешной профессиональной, личной и общественной жизни.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 1.В.А. Адольф: «Профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». 2.В.Р. Веснин: «Профессиональная компетентность – способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям». 3.В.Ю. Кричевский определяет основные признаки понятия компетентности: наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений, владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Ценности, принципы и цели Ценности, принципы и цели Профессиональные качества Ключевые компетенции Педагогические способы, методы и технологии Профессиональные позиции
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ САМООЦЕНКА ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ПРИТЯЗАНИЙ СФОРМИРВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СПОСОБНОСТЬ К ВЫРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, АНАЛИЗУ И КОРРЕКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ) Оптимизация образовательного процесса во взаимосвязи с развитием методической и профессионально-педагогической компетентности учителя. Целенаправленная, системная деятельность субъектов и объектов методической системы по развитию профессиональной компетентности и создания продуктивных моделей формирования ключевых компетенций обучающихся. Формирование современного педагогического мышления учителя (с помощью различных методик определение реального уровня профессиональной компетентности педагогов и проектирование на этой основе работы методической службы).
Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности): свобода учащегося быть самим собой; каждый человек обладает своим «совершенством»; помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям; человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества: доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся; быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность; иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися; иметь развитую способность к критике и рефлексии; воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания; понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности; быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу; спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес; иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим; уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами; демонстрировать компетентное поведение - собственную ответс твенность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п. демонстрировать увлеченность своим предметом; использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Основные компетенции современного учителя Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды». Учитель должен: Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Педагогические методы, способы и технологии Используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить: Технологию «критического мышления». Проектно-исследовательский метод. Организацию разнообразных форм диалога и дискуссий. Методы формирования понятий.
Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который в западной педагогике получил название конструктивистская дидактика. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книжке. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.