Тема 2. «Критерии и факторы привлекательности мест для жителей» Поведение жителей как потребителей места и возможности управленческого воздействия на него
Привлекательность и маркетинг мест Управляемые факторы привлекательности места Неуправляемые факторы привлекательности места Цель – определение критериев привлекательности места выявление управляемых факторов привлекательности места Маркетинг места
Ubi bene ibi patria девиз потребителя- космополита, лишенного гражданского чувства и чувства собственного достоинства (неодобр., презрит., ирон.).
Я никому не принадлежу Недавно разговаривала на тему Родины с одним молодым человеком(27 лет). Он сказал, что если начнется война ему даже в голову не придёт идти воевать, он заберет свою семью и уедет в мирную страну. -Это идиотство тратить на это силы, а тем более жизнь. -Но это же твоя Родина! Как можно допустить, чтоб по твоей Родине топтался враг, жил в твоем доме. -Это всего лишь здание и просто территория земли. Я хочу, чтобы моя дочь не засыпала под звуки войны и имела семью. Родина там, где человек счастлив. -А если у тебя не будет возможности уехать? -Я приложу все усилия, чтобы найти эту возможность. -А если тебя заберут в армию? -Я сбегу, найду семью и увезу. -Дезертируешь? Тебя объявят предателем. -Я никому ничего не должен. Я никому не принадлежу. Пусть сами играют в эти игры. Это очень умный, успешный, самодостаточный, абсолютно самостоятельный и материально независимый молодой человек. И вот я воспитанная на патриотизме даже и не знаю что думать. Может он прав?
Мобильность людей и привлекательность мест для нерезидентов Мобильность человека = его конкурентоспособность ? Способность места привлечь мобильных людей = его внешняя конкурентоспособность (привлекательность для нерезидентов)
Креативный класс и его привлечение «Опираясь на понимание жизненных укладов, [место должно] научиться продавать себя различным индивидуальным сегментам в соответствии с их образом жизни»
Привлечение как функция маркетинга мест Целевая группа маркетинга места Продукт местаФункция маркетинга места Критерий привлекательн ости места нерезиденты - желательные новые жители с философией «Где хорошо, там и родина» условия ведения образа жизни, привычного для или желаемого для нерезидентов - атрибуты местной среды, которые могут быть оценены нерезидентами (обладающие сравнительной привлекательность ю) привлечение; создание / повышение внешней привлекательности атрибутов местной среды и внешнего образа (имиджа) места иммиграция/темпы иммиграции max
Пороки немобильности людей Немобильность человека = его неконкурентоспособность ?
Где родился, там и сгодился Нездоровое, хилое, низкое, Водянистая, серая гладь. Это все мне родное и близкое, От чего так легко зарыдать. Покосившаяся избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд. Это все, что зовем мы родиной, Это все, отчего на ней Пьют и плачут в одно с непогодиной, Дожидаясь улыбчивых дней.
Оседлость людей и привлекательность мест Оседлость человека = его способность изменять свое место под себя, а не искать другое Способность места удержать оседлых людей = его внутренняя конкурентоспособность (привлекательность для резидентов)
Местный патриотизм как один из факторов привлекательности места для нерезидентов «Гордость за свое место – это то, что сразу чувствуют приезжающие люди»
Целевая группа маркетинга мест Продукт местаФункция маркетинга места Критерий привлекательн ости места резиденты - существующ ие жители «Где родился, там и сгодился» Условия ведения образа жизни местного населения (резидентов) обладающих собственной привлекательнос тью для местного населения удержание; сохранение атрибутов местной среды и внутреннего имиджа территории (сплочение местной общины) эмиграция/темп ы эмиграции населения min Удержание/сплочение и привлекательность места для резидентов
«Понаехали тут..» Обложка к книге Ч. Лэндри «Креативный город» Анадырь в разных ипостасях Only for natives ?
В чужой монастырь со своим уставом не ходят Эволюция Лампедузы Эволюция д.Грязь
Ограничение как удержание без привлечения Целевая группа маркетинга мест Продукт местаФункция маркетинга мест Критерий привлекател ьности нерезиденты - нежелательны е новые жители «Понаехали тут…» «В чужой монастырь со свои уставом не ходят» Условия ведения образа жизни замкнутого местного сообщества демаркетинг ограничение доступа к атрибутам местной среды, обладающим сравнительной привлекательност ью ограничение распространения информации о территории иммиграция/темп иммиграции нежелательн ых жителей
Интеграция иммигрантов Толерантность вместо ксенофобии Интеграция вместо ограничения
Продажа места без маркетинга как альтернатива демаркетингу Целевая группа маркетинга мест Продукт местаФункция маркетинга места Измеритель результативнос ти маркетинга места нерезиденты - нежелательные новые жители (новоселы) резиденты – существующие жители (старожилы) Условия симбиоза образов жизни старожилов и новоселов продажи места без маркетинга: интеграция новоселов в местные общины приживаемость новоселов и эмиграция новоселов эмиграция старожилов
Kinder, Küche, Kirche vs Деньги, дело, должность?
Условия роста населения Целевая группа маркетинга места Продукт местаФункция маркетинга места Измеритель результативн ости маркетинга места резиденты – родители, семьи, ориентирован ные на деторождение, новые жители (уроженцы) симбиоз образов жизни бездетных семей и семей, ориентированных на деторождение обеспечение естественного роста местного населения рождаемость и смертность, естественный прирост
Условия роста населения Естественный прирост населения Атрибуты места Местная среда (environment) Внешний имидж Внутренний имидж Создание условий роста числа уроженцев Эмансипация и демографический эгоизм Дауншифтинг
Рост качества населения
Условия укоренения населения Целевая группа маркетинга места Продукт местаФункция маркетинга места Измеритель результативно сти маркетинга места резиденты – уроженцы (коренные жители) симбиоз образов жизни жителей разных поколений обеспечение укоренения рождаемость – эмиграция уроженцев (коренных жителей)
Покорение мира vs долг перед семьей
Термины Отчуждаемые атрибуты местной среды Неотчуждаемые атрибуты местной среды = местный образ жизни + внешний образ места Образ жизни = устойчивая система/комплекс/профиль/комбинация потребностей /стереотипов восприятия и поведения (составная потребность, составной стереотип восприятия/поведения) Местный образ жизни (local lifestyle, local social life, city identity) – устойчивая комбинация потребностей, формируемая и разделяемая местной общиной (жителями, населением, резидентами)
Библиография Рожков К.Л., Скрябина Н.И. О критериях привлекательности мест для их жителей// Местное самоуправление, 11, 2011 Рожков К.Л. Целевые группы, функции и измерители результативности внутреннего маркетинга мест// Проблемы современной экономики, 4, 2011
Предмет комментариев Процесс и факторы принятия решений о миграции (отказе от нее) и деторождении Управляемые и неуправляемые факторы миграции, рождаемости, длительности проживания на территории Объективные и субъективные (предпочтения) факторов поведения мигрантов и резидентов Структура мигрантов, резидентов и дифференциация факторов их «притяжения» к месту по социально-демографическим группам