Вышел слон на лесную дорожку, Наступил муравью он на ножку. И вежливо очень сказал муравью: «Можешь и ты наступить на мою».
Решение задач по теме «Давление твёрдых тел» Цели урока: повторить знания по теме «Давление твёрдых тел»; научиться применять эти знания для решения задач.
Советы от знатока физики 1. Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет: А) продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло. 2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики: А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах. 3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление: А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела. 4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь? А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой. 5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего: А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.
Советы от знатока физики 1. Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет: А) продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло. 2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики: А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах. 3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление: А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела. 4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь? А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой. 5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего: А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.
Индивидуальное задание 1. Как определить давление, производимое вами на опору? 2. Постарайтесь продемонстрировать, в каком случае вы оказываете большее, а в каком - меньшее давление на опору.
Групповая работа 1 группа. Примеры большого давления в природе. 2 группа. Примеры уменьшения давления в природе. 3 группа. Примеры увеличения давления в технике. 4 группа. Примеры уменьшения давления в технике.
Физкультминутка
Этапы работы над «кейсом» 1.Ознакомление с материалами «кейса». 2.Изучение условия задачи – жизненной ситуации. Обсуждение ситуации. 3.Ответы на вопросы к заданию. 4.Представление общего решения всему классу.
Работа в группах с кейсом 1. Задача -жизненная ситуация. 2. Помощь! 3. Задание «Составьте рассказ». 4. Задание «Заполните таблицу». 5. Подборка задач на тему «Давление твёрдых тел». 6. Экспериментальное задание.
1 группа Кейс: Бригадиру тракторной бригады Волкову Сергею Ивановичу был объявлен выговор за срыв работ по вспашке поля после уборки сахарной свёклы. Сергей Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в этой ситуации был виноват тракторист, который неправильно выбрал агрегат для вспашки и выехал в поле на колёсном тракторе «Беларусь». Вопросы к кейсу: - Почему так важен правильный выбор пахотного агрегата? - Справедливо ли был наказан бригадир Сергей Иванович?
2 группа Кейс: В городе сорвались цирковые выступления конной труппы. Директор цирка обвинил в безответственности организаторов гастролей, потому что они пропустили в договоре пункт, в котором было указано, что для выступления лошадей необходим манеж с большим количеством опилок. По мнению организаторов, конной труппе можно было выступать и на деревянном манеже, покрытом мягкой тканью. Вопросы к кейсу: - Кто прав: директор цирка или организаторы? - Чем грозило выступление конной труппы на деревянном полу, покрытом мягкой тканью?
3 группа Кейс. На соревнованиях фигуристов всем парам за технику катания были выставлены низкие оценки. За плохую подготовку фигуристов к соревнованиям тренерам было сделано замечание. Тренеры же выступили с заявлением о том, что в сложившейся ситуации были виноваты заливщики льда, которые не проследили за температурным режимом. В результате фигуристам было сложно катать свои программы, так как коньки утопали во льду. Вопросы к кейсу: - Справедливое замечание получили тренеры? - Могли ли последствия быть более серьёзными?
4 группа Кейс: Свои выходные Виктор Петров, молодой инженер компьютерной фирмы, впервые проводил у родственника – егеря лесхоза «Ёлочка». Рано утром егерь ушёл в лес, покормить зверей, а Виктор, проснувшись, решил пробежаться на лыжах, полюбоваться красотами зимнего пейзажа. Молодой человек из двух пар лыж выбрал новенькие, длинные и узкие, а на другие, старые и широкие, даже не обратил внимания. Неприятности начались почти сразу. Снег был глубокий и рыхлый, идти было очень неудобно. - Какой я всё-таки молодец, догадался надеть лыжи! – подумал Виктор и повернул обратно. Вопросы к кейсу: - Действительно ли «молодец» Виктор Петров? - Какую важную ошибку допустил молодой человек? Что могло случиться?
Домашнее задание Новый кейс (задания на выбор). Экспериментальное задание. Подборка задач (количественные и качественные задачи). Задание на составление рассказа по карточкам- картинкам.
Синквейн 1 строка: существительное, обозначающее тему. 2 строка: какими двумя прилагательными вы можете охарактеризовать эту тему. 3 строка: назовите три глагола, раскрывающие действия. 4 строка: сформулируйте фразу из четырёх слов, показывающую отношение к теме. 5 строка: подберите имя существительное – синоним, повторяющий суть темы.