ТЕМА урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» Автор: Максимова Н.Г.,учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы 3 г. Навашино
Цель урока: продолжить работу над разбором предложений с однородными членами, обобщающими словами. продолжить работу над разбором предложений с однородными членами, обобщающими словами. Задачи урока: –Развивающая :продолжить вырабатывать умения и навыки по расстановке знаков препинания между однородными членами предложения. –Воспитательная :воспитывать любовь к русскому языку и родной природе.
Путешествие на остров Пока корабль совершает свое путешествие, мы займемся повторением изученного материала. Пока корабль совершает свое путешествие, мы займемся повторением изученного материала.
Матросы корабля выловили в море бутылку с запиской. Всем,кто это найдет. Мы очень надеемся, что записка попадет в хорошие руки, и вы сжалитесь над нашей судьбой и поможете нам выбраться из плена коварного злодея, который захватил нас и царицу Грамматики и вот уже несколько дней держит на необитаемом острове. Победить его сможет только тот, кто смел и умен. Если вы согласны, вот вам карта этого острова. Всем,кто это найдет. Мы очень надеемся, что записка попадет в хорошие руки, и вы сжалитесь над нашей судьбой и поможете нам выбраться из плена коварного злодея, который захватил нас и царицу Грамматики и вот уже несколько дней держит на необитаемом острове. Победить его сможет только тот, кто смел и умен. Если вы согласны, вот вам карта этого острова.
Орфографическая пятиминутка Спишите, раскрывая скобки. Определите виды орфограмм, встретившиеся в этом задании. Спишите, раскрывая скобки. Определите виды орфограмм, встретившиеся в этом задании. (Не)увидел (ни)чего; (не)хотел (ни)(во)(что) верить; (ни)кто (не)мечтал; (ни)когда (ни)(к)(кому) (не) обращался; (не)где было играть; (ни)чем (не)интересуется; (ни)где (не)смог побывать. (Не)увидел (ни)чего; (не)хотел (ни)(во)(что) верить; (ни)кто (не)мечтал; (ни)когда (ни)(к)(кому) (не) обращался; (не)где было играть; (ни)чем (не)интересуется; (ни)где (не)смог побывать.
Задание выполнено верно, и поэтому появилась лодка. Плывите к следующему заданию.
Задание для команды: спасти царицу грамматики. Запишите предложения из упр.285 Запишите предложения из упр.285 1ряд и 3 ряд : (1 и 2 предложения), 2 ряд : (3 и 4 предложения).
Проверьте себя 1 и 3 ряд: 1 и 3 ряд: 1) Из-за тумана не было видно ничего: ни впереди идущего буксира, ни берега. 2)Спортивная арена, плавательный бассейн, спортивные площадки – все вызывало восхищение посетителей стадиона. 1) Из-за тумана не было видно ничего: ни впереди идущего буксира, ни берега. 2)Спортивная арена, плавательный бассейн, спортивные площадки – все вызывало восхищение посетителей стадиона. 2 ряд: 2 ряд: 3) На вокзале меня никто не встретил: ни друзья, ни родные. 3) На вокзале меня никто не встретил: ни друзья, ни родные. 4) Я побывал всюду: в музеях и театрах, в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке. 4) Я побывал всюду: в музеях и театрах, в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке.
Вспомните, какими словами может быть выражено обобщающее слово. Вспомните, какими словами может быть выражено обобщающее слово. Приведите примеры. Приведите примеры. На пути появляется препятствие -темный, непроходимый лес.
Запомни! Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены. Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены. В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, никто, ничто, везде, нигде, никогда. В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, никто, ничто, везде, нигде, никогда. Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами. Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.
Мы с вами уже у цели. И теперь каждый из вас еще должен поработать самостоятельно, чтобы открылись ворота замка.
Получение письма Спишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите однородные члены.
Спишите предложения, выделите однородные члены и постройте схему. В произведениях многих русских писателей- классиков Гоголя Тургенева Л.Толстого изображена жизнь крестьян. В произведениях многих русских писателей- классиков Гоголя Тургенева Л.Толстого изображена жизнь крестьян. В майские дни повсюду на улицах площадях бульварах и в скверах можно было видеть толпы людей. В майские дни повсюду на улицах площадях бульварах и в скверах можно было видеть толпы людей.
1 вариант В майские дни повсюду: на улицах, площадях, бульварах и в скверах- можно было видеть толпы людей. :,, и -…
2 вариант В произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголя, Тургенева, Л.Толстого, Чехова- изображена жизнь крестьян. В произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголя, Тургенева, Л.Толстого, Чехова- изображена жизнь крестьян. :,,, - ….
Любой уголок земли может подарить миру способного человека. И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для таких художников слова, как Тургенев, Кольцов, Бунин, Есенин, Фет. Это все уроженцы полустепной России. …Есть у земли какие-то свои тайны. Любой уголок земли может подарить миру способного человека. И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для таких художников слова, как Тургенев, Кольцов, Бунин, Есенин, Фет. Это все уроженцы полустепной России. …Есть у земли какие-то свои тайны.
Итог урока Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Двоеточие ставится: после обобщающего слова перед однородными членами. Двоеточие ставится: после обобщающего слова перед однородными членами. Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стог сена. Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стог сена.
Итог урока Тире: 1.После однородных членов перед обобщающим словом. Стол, кресло,стулья-все стояло в беспорядке. Стол, кресло,стулья-все стояло в беспорядке. 2. После однокоренных членов, если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не закончено. 2. После однокоренных членов, если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не закончено. Везде: на деревьях, стогах, домах- лежал снег. Везде: на деревьях, стогах, домах- лежал снег.
Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему: «Все в лесу может обернуться сказкой». Написать сочинение-миниатюру на тему: «Все в лесу может обернуться сказкой». Возможные вступления сочинения: Возможные вступления сочинения: 1) Вообще все в лесу: каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками,- все это может обернуться сказкой. 2) На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетенный долгими травами ольшаник… походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря.
Мы с вами совершили увлекательное путешествие и поняли, что сила знаний очень велика. Мы с вами совершили увлекательное путешествие и поняли, что сила знаний очень велика.