Элементарные (в смыслах: «базовые» и «примитивные») стратегии гуманитарного знания
План занятия: 1.Резюме лекции о формировании исходных логических моделей науки и гуманитарного знания. Критика программы доказательного знания в XVIII веке. 2.Спекулятивная стратегия (на примере Гегеля). 3.(первый) Позитивизм (Конт и Дюркгейм). 4.Интуитивистская стратегия (примеры Шопенгауэра и Дильтея).
Формирование представления о науке (об организованном знании) в XVII в. Стремление к «истине» - к такой теории, которая будет преодолевать исходную зависимость впечатления о предмете от специфики положения наблюдателя (причину многообразия мнений и свидетельство их ложности) Представление о «методе» (о том, что движение от данных к теории должно быть проделано «по правилам»): –И эти правила позволяют объединять усилия разных людей (придерживающихся этих правил) в единое целое; –Отделяют сообщество тех, кто умеет по ним работать («ученых»), ратифицирующих вступление в свои ряды новых людей, от «простецов» и «самоучек». Вклад ученого тем больше, чем труднее было ему пройти по той дороге, на которой он оказался первым, и чем легче стало идти по этой дороге вслед за ним. Идея знания как кумулятивного доказательства (желательно – выраженного в похожей на математическую форме): любая внешняя информация вначале вызывает недоверие и входит в корпус знания только после того как станет «ясной и очевидной» при помощи того знания, которое было признано «ясным и очевидным» раньше.
Джб. Вико: «ОННоОПН» (1725) – разработка основных возражений против программы доказательного гуманитарного знания Переворачивание негативной антикартезианской аргументации (непригодность дедуктивного доказательства для описания истории «свободы воли», психологичность декартовского критерия «ясности и очевидности», неискоренимая способность человека познавать что-либо, лишь уподобляя себе предмет познания) в позитивную методологию: Наиболее доступным для исследования человеком является то, что возникло в ходе человеческой деятельности, поскольку о смыслах поступков и высказываний могут быть сделаны правдоподобные догадки: –в силу общности у всех людей единой человеческой природы –благодаря «здравому смыслу»: способности к непосредственному пониманию значения высказываний и событий – свидетельств деятельности других людей.
Вико – «отец» гуманитарных наук? Правдоподобие вместо доказательства - соответственно, меняется и инструментарий гуманитарного исследования: аналогия и приведение примеров вместо дедукции, активное использование метафор и риторики. Сами по себе «правила» (методичность) интеллектуальной деятельности остаются условием существования гуманитариев как социальной группы (европейского общества), даже если «доказательность» может быть поставлена под сомнение. И нуждаются в осознании и контроле.
(Крайне) критическое отношение к надежде на доказательное знание Юм: невозможность чисто эмпирического знания. Ощущение собственного сознания как самотождественного единства и возможность опознавать связи между явлениями как причинные (а не, например, хронологические) не даны нам с такой достоверностью как свидетельства органов чувств. Неизбежность принятия гносеологических презумпций равнозначна признанию того, что весь корпус нашего знания «истинен не более, чем система верований, принимаемых сознанием на основании других верований». Кант. Формулировка проблемы о сочетании в познании рацио и опыта (= проблемы возможности познания) как «проблемы синтетических суждений»: как мы, европейцы, которые до XVIII века видели только белых лебедей, и включали цвет «белый» в определение птицы «лебедь», разрешаем себе считать, что такой же, но только австралийский и черный, тоже называется «лебедь»? Кантовский вариант ответа: Мы располагаем аппаратом «априорных форм восприятия» – структурой, которая позволяет нам переходить от одного к состояния информации к другому, интериоризируя внешние впечатления. Иными словами: знание у нас есть, но оно возможно только как субъективное
Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии Субъект-объектная схема доказательное установление истины Невозможность Оправдание возможных познания форм познания Вико: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Критиче ски- реляти- вистская традиция Позитивизм: Неиндивидуаль ность исследования; Кумуляти- вность; Детализация процедуры Идея о консубстанциальности исследователя и предмета; возможность обойтись меньшим привлечением внешних данных Умозрительная стратегия (трактовка и исследователя и предмета, как подчиняющихся единым логическим законам) Романтиче- ски-интуи- тивистская стратегия
1. Логика умозрительного решения проблемы возможности познания. Пример: Г.В.Ф. Гегель Кантовская формулировка вопроса о возможности познания («о синтетических суждениях»): на каком основании субъект (познания) может прийти к «истинному» знанию, как он может быть уверен в том, что субъект (суждения) действительно обладает тем или иным признаком? Как А = Б? Как S (А = Б)? А = А ( А) = А Гегелевский вариант ответа: это возможно, если предположить, что субъект и предикат любого суждения суть разные стадии разворачивания единой субстанции.
Примеры Система устройства какого-либо государства – революция, отрицающая эту систему – новый государственный порядок, включающий и дореволюционную, и послереволюционную историю. Знание – уточнение, опровержение и проблематизация этого знания – новое содержание знания. Человек (как физическое тело) – его биографический опыт, отталкивающиеся от культуры представления о себе, понимание собственных проблем – проект и осуществление собственного развития. субъект и предикат суждения суть разные стадии разворачивания единой субстанции.
Субъект ИСТИНА (хотя и данная в «превратной», скрытой форме) (Единое) Абсолютный Дух свободно разворачивающиеся логические законы, (занятые самопознанием) субъективный дух (исследователь, человечество в его истории, завершающейся триумфом самопознания – выработкой философии Гегеля) объективный дух (косная материя, исследуемые история, мысли или тексты)
Гегелевский способ (гуманитарного) познания в действии Предположим, мы изучаем историю права в Германии в IX в. 1. Дедуцируем: 1.Что следовало бы называть правом? 2.Какой должна была быть история Германии в IX в.? 2. Перемножаем – получаем, какой должна была быть (= неизбежно была) история права в Германии в IX в. 3. Если имеющиеся у нас данные не согласуются с той картиной, которую подсказывает дедуктивная логика (пусть даже и принявшая некоторые аксиомы без критики), значит ДАННЫЕ НЕВЕРНО ИСТОЛКОВАНЫ или ЕЩЕ НЕ НАЙДЕНЫ (тем хуже для них)
Удобства философии Гегеля для методологии гуманитарного знания: Легитимация познания благодаря консубстанциальности предмета и исследователя, А также малоуязвимость для альтернативных данных и концепций, особенно с учетом амортизаторов: 1) диалектические противоречия 2) исторически конкретная относительная рациональность проявлений Абсолютного Духа. Историзм: 1) Возможность отказаться от вещи в себе и обосновать формирование априорных структур мышления историей саморазвития Абсолютного Духа 2) Как гарант и поле действия логических и диалектических законов, история становится главным пространством их поиска и исследования. 3) Возможность этического самооправдания в меру согласия с тем, что все действительное разумно, а все разумное – действительно.
Вопросы для самостоятельной работы (исповедальные): При всей грубости вышенарисованной схемы, не грешите ли Вы умозрением – предвосхищением результатов размышления из-за некритического принятия тех предполагаемых качеств исследуемого предмета, которые облегчали бы Вам его познание? А просто истолкованием данных в том свете, который определяется уже придуманной Вами концепцией?
2. (первый) Позитивизм (О. Конт (1798 – 1857), Э. Дюркгейм (1858 – 1917)) Предпосылки успешного исследования Отказ от всяческих предпосылок. Декларация непредвзятости. Недоверие религии, философии, обыденному знанию. Наука – индуктивное движение, накапливающее решения простых проблем и подготавливающееся к решению сложных. Предельная детализация исследовательской процедуры с целью обеспечения взаимодействия ученых. Ученый как «регистратор», знание ножниц и клея. По возможности беспристрастное и подробное склеивание того, что говорят свидетельства (опытов или летописцев) в синтетическую картину, в которой сами заставят разглядеть себя законы.
(первый) Позитивизм (О. Конт, Э. Дюркгейм) Технологии успешного исследования Представление о Факте – о такой изолированной от других порции данных, значение которой непосредственно ясно и которая может стать атомом дальнейшего исследования. Необходимость организации материала на «факты» –(Дюркгейм: определение «самоубийства» как прекращения жизни, которому предшествовало осознание субъектом этого исхода т.е. самоубийством не являются, например, действия сумасшедших, зато оказывается героическое самопожертвование в бою). Исследование как преодоление приблизительности - обнаружение за явлениями закономерностей, разоблачение ошибок и обманов источников, деконструкция инерции обыденного языка и пристрастности субъективного исследователя. –Дюркгейм: отказ от тривиальных объяснений с/у жизненными обстоятельствами, формулируемыми в терминах обыденного языка и на основе субъективных впечатлений жертв или полицейских. Результат – фиксирующая закономерность формула: установление зависимости процента самоубийств в обществе от степени плотности социальной жизни и от меры включенности индивида в социальные объединения.
Логика критики позитивистского проекта 1) Некорректность доверия исследовательской способности регистрировать факты. 2) Отказ от исследования специфически гуманитарных проблем объяснения душевной деятельности и мотивов поведения. 3) Невозможность полностью устранить аксиомы и риторику (например, сохранение уверенности в рациональной организации вещей). Таким образом, позитивистское исследование возможно, пока не приходится задумываться о его возможности.
Социальное соответствие позитивистской идеологии исследования - профессионализация Включение системы поиска и трансляции знания в общую систему разделения труда. Развитие системы отделения исследования от преподавания (Академии) и их сообщения (университеты – н. XIX в., братья Гумбольдты). Институционализация формовки и присвоения профессиональной идентичности. Кодификация классической литературы и периодических изданий, объединения специалистов в ассоциации (к. XIX в. - пример социологии). Результат: образ коллективной (= кумулятивной) работы со знанием утверждается в национальных государствах Европы и преуспевает еще больше.
Резюме позитивистской программы: Если ученые согласны в наблюдениях, они должны согласиться и в интерпретации. Слова – относительные синонимы для обозначения этой гносеологической программы: доказательного знания, дедуктивная, аналитическая, натуралистическая, атомистическая, эмпирицистская, индуктивистская, (нео)позитивистская, кумулятивистская, рационалистическая, сциентистская
3. Логика герменевтической/ интуитивистской/ романтической альтернативы программе доказательного познания Предуведомления: 1. Целесообразность разделения интуитивистских методологий исследования (в размышлении мы имеем право выходить за пределы строгой логики) и интуитивистских метафизик (картины мира, в которых подобные методологии имели бы право на существование). 2. Как всегда, «семейные сходства» синонимов. Основные оппозиции для противопоставления: Гуманитарное – натуралистическое, понимание – объяснение, диалог – допрос, сопереживание – анализ, контакт – дистанция. – Реконструкция (сознания) не как механики причин и следствий, но как системы ценностей, понимание акцентов расстановки в которой в исторически уникальной ситуации (строительство Шартрского собора: на вопрос «Что Вы делаете?» один участник отвечает: «Я везу тачку с кирпичами»; другой: «Я зарабатываю деньги для семьи», третий: «Я строю собор») равнозначно пониманию смысла поступка или текста (как соотношения цели и средств). 3. Несмотря на 1. Для герменевтических стратегий все-таки очень характерны некоторые повторяющиеся онтологические клише: о консубстанциальности (прежде всего – в истории и в языке) исследователя и предмета; о значимости в познании и в (социальной) жизни факторов не логического, но экзистенциального плана.
Интуитивистская стратегия в XIX веке. Метафизика. А. Шопенгауэр. В ответ на кантовский вопрос о возможности мышления – в отличие от Гегеля – отказ от требования полной рациональной непротиворечивости (и, соответственно, от «профессорской» заинтересованности мира в самопознании). Предположение о первичности единой иррациональной субстанции (Воли, Жизни). Примечание: для исследования иррациональной субстанции интуиция и интроспекция ничем не хуже разума. В. Дильтей. Желание применить интуитивистскую гипотезу для познания культуры/мира все-таки влечет за собой допущение некоторых презумпций: 1) заинтересованность Жизни в самопознании; 2) Временность (темпоральность) как главная характеристика Жизни и достаточность структуры времени для выяснения механизмов смыслонаделения. –Дильтеевскую метафизику времени см., например, Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988 г., 4. С. 135 – 152.
Интуитивистская стратегия в XIX веке. Методология. На примере В. Дильтея (1833 – 1911) Основная проблема: противоречие между субъективностью интуиции и желаемой общезначимостью ее результатов. Выделение двух фаз исследования: – Первая: угадывание смысла творчества и поведения исследуемого лица – при посредстве вчувствования (эмпатии, сопереживания). – Вторая: контроль и сообщение коллегам своей интуиции. Способность к коммуникации и накоплению общезначимого знания. Техника личной гениальности. Упражнения в ней возможны, поскольку и исследователь и предмет существуют в единой среде Жизни, исторического опыта, пространства языка, в котором и возникают усваиваемые исследователем в личном опыте значения.
Функционирование механизма герменевтической переинтерпретации: Герменевтический круг : переинтерпретация целого в зависимости от результатов интерпретации частей и переинтерпретация частей в зависимости от результатов интерпретации целого. Таким образом, сиюминутные интересы оставляют полученное знание ограниченным, но позволяют лучше понять горизонты, с которых производилось познание, и приступить к новому циклу с более разработанных позиций. Предположим, мы исследуем Освоение западноевропейским человеком «цивилизации» (по Элиасу) Осознание того, какие наши представления о «цивилизации» принимались нами некритически, возможность повторить цикл с учетом новых знаний Наше (Элиаса) представление о том, что является «цивилизацией»
Замечание Любое исследование представляет из себя комбинацию разных элементов, разных способов перехода от одного высказывания или аргумента к другому. Когда мы (еще не) профессионально пишем то или иное исследование, мы тоже совмещаем: логические построения умозрительной стратегии; искреннее позитивистское желание основываться только на фактах и пользоваться результатами и признанием коллег; незаметно или наоборот, аффектированно формулировки свомх взглядов как интуитивных озарений (когда не получается подтвердить их примером или доказать логически). В чистом виде эти ориентации мысли практически не встречаются. Однако довольно удобно, выявляя имплицитную методологию различных гуманитарных исследований, раскладывать ее именно на эти составные части.