«Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности учащихся ОУ» Подготовил: руководитель МО руководителей ШМО классных руководителей Советского района г. Воронежа Древаль Евгений Александрович
«Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.» (Из Проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации) СОХРАНИТЬСОЗДАТЬ - Социокультурный плюрализм - Самобытность этнических сообществ - Сосуществование разных этнических традиций и языков - Надэтническую целостность общества - эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Многомерная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян.
Что же должно послужить основой фундамента полиэтничной идентичности учащихся образовательных учреждений РФ ?
Планомерное, пошаговое, комплексное развитие поликультурных компетенций в системе воспитательного процесса.
Формирования российской гражданской идентичности…
Органическим ядром национально- гражданской идентичности призвано стать этнокультурное самосознание.
в своей семье в своём городе в своей школе в своей стране
Формирование национальной идентичности невозможно без преодоления стереотипного образа мышления среди учащихся ОУ.
Познать многообразие – построить демократию.
Ключевые цели формирования поликультурной идентичности учащихся, которые необходимо достичь: - Создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе. - Приобщение подрастающего поколения к традиционному духовному наследию и национальной культуре народов России.
Когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег; Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых – Тех, что живут В городах и селах... Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберется В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом! /С.Я. Маршак, «Всемирный хоровод»/ Поликультурная образовательная модель формирования российской гражданской идентичности основана на принципах социокультурного многообразия, самобытности каждого этнического сообщества. Данная модель представляет собой гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Практическая реализация модели подразумевает применение различных методов и форм работы с целью развития у учащихся социокультурных компетенций и формирования гражданской идентичности.