Байкаловедение Программа 7 класс «Человек на Байкале» Составитель: учитель географии, экологии и байкаловедения Аптекина Л.А. Негосударственное общеобразовательное учреждение Православная женская гимназия Православная женская гимназия Иркутск 2007 г.
Озер так много есть на свете, Байкал же краше всех из них! Вода чиста и свеж твой ветер, И шепот сосен вековых. Павлова Маша, г. Иркутск.
Основная идея Но Байкал нуждается в защите и охране от загрязнений, которые попадают в озеро. В 1996 году Байкал включен в Список объектов всемирного природного наследия. Это означает, что теперь о его сохранности и чистоте вод заботятся не только граждане нашей страны, но и всей Земли. Почему же так важно защищать и охранять Байкал? Потому что Байкал – самое древнее, самое глубокое и самое большое пресноводное озеро в мире. Байкал зародился 25 млн.лет назад, содержит 20% запасов пресной воды всей планеты и больше 80% запасов России. В его глубинах живет более 3500 видов растений и животных, 60% из которых – эндемики, обитающие только в Байкале.
Для того, чтобы узнать все загадки Байкала и научится его охранять, надо научить ребенка мыслить современно и понимать красоту, так как «красота природы помогает человеку стать добрее, а доброта человека помогает природе стать красивее». Эта книга внесет существенный вклад в воспитание у детей экологической культуры, развитие в них личности, осознающей ответственность за судьбу Байкала. Прогнозируемый результат
Всего курс байкаловедения в 7 классе «Человек на Байкале» рассчитан на 41 учебный час (1 час/нед.), включая посещение Байкальского музея Иркутского университета, Иркутского краеведческого музея, экскурсию на Байкал (п. Листвянка - Лимнологический центр), а также проведение семинаров, конференций и создание экологического театра. Кроме этого, курс может быть творчески расширен экскурсиями в лес, на любой водоем, очистные сооружения. Учащимся предлагается выполнение ряда творческих работ (23), созвучных с темой каждого занятия, многие из которых впоследствии можно развивать в серьезные научные изыскания. Особенностью данного курса является его мультимедийное сопровождение – 27 презентаций. (1 час/нед.), включая посещение Байкальского музея Иркутского университета, Иркутского краеведческого музея, экскурсию на Байкал (п. Листвянка - Лимнологический центр), а также проведение семинаров, конференций и создание экологического театра. Кроме этого, курс может быть творчески расширен экскурсиями в лес, на любой водоем, очистные сооружения. Учащимся предлагается выполнение ряда творческих работ (23), созвучных с темой каждого занятия, многие из которых впоследствии можно развивать в серьезные научные изыскания. Особенностью данного курса является его мультимедийное сопровождение – 27 презентаций.
Структура программы I. Введение. Вот он какой Байкал! 1 час. II. Человек на Байкале. 6 час. III. Загрязнение Байкала. 4 час. IV. Охрана окружающей среды:устойчивое развитие озера Байкал. 20 час. V. Повторение пройденного курса байкаловедения 6 и 7 класс. 5 час. VI. Экологический театр «Спасатели Байкала». 5 час.
I. Введение. Вот он какой Байкал! Байкал – колодец планеты с чистой питьевой водой, национальное природное достояние России и мира - участок Всемирного наследия. Главные особенности Байкала.
II. Человек на Байкале
Как люди появились на Байкале
Как люди заселяли Прибайкалье
Заселение русскими Прибайкалья
III. Загрязнение Байкала.
IV. Охрана окружающей среды
Влияние человека на Байкал
Переработка мусора
V. Повторение и закрепление
VI. Экологический театр «Спасатели Байкала» Экологические спектакли: Кто спасет Байкал?, «Край мой Благословенный», «Страж Ольхона», «Байкальские ветры». Кукольный экологический спектакль День рождения Сибирячка