Информационная среда – средства массовой информации, которые влияют на формирования мировоззрения: телевидение, газеты, журналы, интернет – ресурсы. Дети – подрастающее поколение, которому предстоит себя реализовать в ближайшем будущем.
Положительное влияние Отрицательное влияние.
Прежде всего, обратить внимание на источник информации (речь идет об Интернете). Разумеется, сайт МГУ, различных его факультетов внушает доверие в части научной достоверности информации. Тоже следует сказать о порталах Министерства образования, институтов РАО, ведущих университетов страны, мира.
Нужно смотреть, кто является автором публикации: известный ученый, имеющий собственные печатные работы, проверенные временем, или неизвестный автор, работ которого вы не знаете. Если речь идет о публицистике, опять же следует обратить внимание на репутацию источника, принадлежность определенной культурной, политической, а, возможно, и конфессиональной среде.
Другими словами, необходимо удостовериться в надежности (научной, культурной), объективности (в том числе, исторической) предлагаемой информации. Для этого необходимо обладать знаниями, уметь сопоставлять предлагаемую информацию с ранее известной вам информацией, излагаемой другими авторами.
Кроме того, важно: подходить к анализу любой информации с позиции общечеловеческих ценностей и морали; научиться отделять факты от мнений: факты можно проверить, мнения всегда субъективны; научиться видеть эмоциональную окрашенность предлагаемой информации, чтобы иметь отделить эмоции от фактов и не поддаваться эмоциональному воздействию; рассматривать проблему с разных сторон, а не только с позиции автора, находить новые ракурсы, с которых ее никто еще не рассматривал;
обобщать полученную информацию и делать выводы, принимать решения; уметь оценить полученную информацию по совокупности проведенного анализа; уметь прогнозировать последствия принятого вами решения. Всем этим базовым умениям работы с информацией необходимо обучать учеников, начиная с начальной школы