Икона «Успение Богородицы» XIII века из собрания ГТГ. Презентация ученицы 8 класса «Г» Карповой Анны. Руководитель – Михайловская Н.А.
История иконы Была написана в XIII веке для церкви Рождества Богородицы новгородского Десятинного монастыря. Вероятно, ее создал византийский мастер, о чем говорят золотой фон и некоторые технические детали.
Сюжет Иконография «Успения» сложилась в XI веке на основе апокрифических текстов и поучений Святых Отцов. В центре – ложе с усопшей Богоматерью. Возле ложа – скорбящие апостолы. В центре – фигура Христа со спеленутой душой Богоматери. В верхней части – ангелы, возносящие душу Богоматери на небо и апостолы на облаках, чудесным образом перенесенные в Иерусалим из разных стран.
Интересная деталь Красные туфельки Богоматери. Она в них обута и, в то же время, они стоят около ее ложа. Это символ оставленного земного пути. Ни в одной иконе Успения мы больше не встретим этой детали.
Перспектива Пространство «не от мира сего» подчеркнуто сплошным золотым фоном. Взаимное расположение предметов дается в обратной перспективе.
Цвет Икона написана светлыми мягкими розовыми, голубыми, охристыми красками. В сочетании с золотым фоном это создает ощущение радостного лучезарного праздника. Интересен орнамент на смертном одре Богоматери – такие узоры встречаются на древнеегипетских погребальных пеленах.
Сравнение «Успение» новгородской школы XIII века «Успение», Феофан Грек, конец XIV века, оборот иконы «Донская Богоматерь»
Сравнение Несмотря на то, что иконы написаны на один и тот же сюжет, у них совсем разное настроение. Икона XIII века полна радости, интересных подробностей, занимательности деталей. Икона Феофана Грека строга, лаконична и драматична.
Эта икона, созданная в детстве русского искусства, так же ярка, любопытна и оптимистична, как ребенок. Мне кажется, что люди любили стоять перед этой иконой и общаться с ней, потому что она дарит надежду.
Список литературы и сайтов: us/domongol/uspeniye_b/medium.jpg us/domongol/uspeniye_b/medium.jpg Иконопись из собрания ГТГ. М., 2006 Аристова В. Древнерусское искусство XII – XVII веков. М., 2007