1 Первая программа на языке Паскаль в среде Турбо Program name_program; Var ; {здесь описываются все идентификаторы: константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки} Begin ; {Здесь задаются действия над объектами программы, введенными в употребление в разделе описаний} End. {В фигурных скобках – комментарий в программе}
2 Пример программы Program Example_1; Var a,b,rez: Integer; Begin Write(Введите два числа через пробел ); Readln(a,b); rez:= a*b; Writeln(Их произведение =,rez); Writeln(Нажмите ); Readln End. Программа вводит два целых числа, вычисляет их произведение и выводит результат на экран.
Program Example_1; Var a,b,rez: Integer; Имя программы Example_1 ; имя программы состоит только из букв, цифр, и некоторых символов, имя должно начинаться с буквы, в имени программы не должно быть пробелов. В разделе описаний имеется лишь раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var. Дальше объявляются переменные. Имена переменных одного типа перечисляются через запятую. a,b,rez: после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных. В данной задаче переменные имеют целый тип ( Integer ), т. е. допускаются только целые числа. При выполнении данного указания в памяти компьютера выделяются именованные ячейки памяти соответствующего размера.
4 Begin После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка. Writeln(Введите два числа через пробел ); - записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы по окончании вывода строки курсор автоматически переходил в начало следующей строки.
5 Readln(a,b); Читать данные с клавиатуры. В данном случае необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной а присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b – равное второму введенному числу. Например, ввели числа 12 и 45, тогда а= 12, а b= 45 ab 1245
rez:= a*b; abrez 1245 := - это знак присваивания в языке Паскаль. При выполнении этого оператора переменная rez получит значение, равное произведению числа а на число b. * Так как а и b - целые числа, то переменная rez описана также Integer.
7 Writeln(Их произведение =,rez); Следующий оператор - Writeln(Нажмите ); Выводит на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez. Readln Выводит на экран сообщение Нажмите. End. Оператор Readln будет ожидать нажатия клавиши в окне выполнения. Конец программы. End. - служебное слово, после которого ставится точка.
8 Program Example_1; Var a,b,rez: Integer; Begin Write(Введите два числа через пробел ); Readln(a,b); rez:= a*b; Writeln(Их произведение =,rez); Writeln(Нажмите ); Readln End. ; (точка с запятой) – завершает ввод оператора. Можно не ставить перед End
9 Запуск программы Выйти в Главное меню нажатием клавиши F10, затем выбрать режим RUN и дважды нажать , или нажать клавиши + . Выполнить программу при других значениях a и b. Проанализировать полученный результат.
10 Задания Дополнить программу: найти и распечатать сумму чисел а и в; разность чисел а и в. Изменить программу: найти сумму и произведение четырех чисел. Выведите на экран свою фамилию, имя и отчество, в следующей строке – дату рождения.
11 Найдите значение выражения a + (d – 12)*3 (c – 5)*k где значения переменных a, d, c, и k вводятся с клавиатуры. Вычислить расстояние между двумя точками с координатами х1, у1 и х2, у2.