Концептуальные основы стратегического планирования К.В. Харченко
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 Тема 2. Тема 2.
Составляющие планирования 3 ПЛАНИРОВАНИЕ ИскусствоНаука расчет: систематизированный, логически выстроенный процесс, основанный на рациональном мышлении интуиция: серьезное отношение к утопическим идеям и фантастическим проектам
Социальное предвидение и прогнозирование 4 формирование представления о будущем на основе воображения с помощью качественных характеристик построение образа будущего на основе количественных данных ПРЕДВИДЕНИЕПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Типы прогнозов 5 НОРМАТИВНЫЙ ПОИСКОВЫЙ определение возможных состояний явления в будущем определение путей и сроков достижения желательных состояний явления на основе заранее заданных норм И.В. Бестужев-Лада
Методы прогнозирования 6 ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА перенос существующих тенденций на перспективу математическая обработка интуитивных суждений экспертов
Этапы прогноза 7 1.Составление программы исследования – так называемая предпрогнозная ориентация; 2.Построение модели прогнозируемого объекта; 3.Построение модели прогнозного фона – внутренних и внешних факторов; 4.Построение гипотетических поисковых и нормативных моделей; 5.Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.
Различие между прогнозом и планом 8 ПРОГНОЗПЛАН цельвыявление всех вариантов развития системы определение одного варианта развития в качестве оптимального уровень взаимодейст- вия с объектом наблюдение процессов преобразование процессов показателиотражение естественного хода развития объекта отражение желаемого состояния объекта
9 Экономические смыслы стратегического планирования «Заблаговременные приготовления» к будущему Распределение ограниченных ресурсов Позиционирование территории в социально-экономических и экологических рамках Управление изменениями Полигон для внедрения инноваций
10 Социальные смыслы стратегического планирования Блокирование достижения противоположных целей Коллективное видение будущего Координация деятельности отдельных лиц и организаций; объединяющий, диалогичный процесс Возможность для граждан воздействовать на решения, затрагивающие их интересы
11 Управленческие смыслы стратегического планирования Позволяет уменьшить сложность системы Облегчает процесс последующего анализа и контроля
Место планирования в управленческом цикле 12 ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИЯ
Планирование: за и против 13 Наличие планаОтсутствие плана достоинства отсутствие противоположных целей; возможность нормирования ответственности динамичность решений, оперативное реагирование на изменение среды; опора на самоорганизацию; возможность инновационных решений
Планирование: за и против Наличие планаОтсутствие плана недостатки слабая реакция на изменения внешней среды; бюрократический подход к деятельности вероятность неполного охвата объекта управленческим воздействием; вероятность затягивания сроков мероприятий и перекладывания ответственности одних исполнителей на других; невозможность достижения перспективных целей
Виды планирования 15 ДИРЕКТИВНОЕИНДИКАТИВНОЕ планы носят характер приказа, предполагают большое число показателей, регламентирующих весь производственный процесс, вплоть до объемов выпуска продукции планирование ведется по ключевым точкам, используются косвенные методы воздействия НА ОСНОВЕ ПРАВИЛ акцентируются не мероприятия, а правила действия
Социальное проектирование 16 СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ любой алгоритм действий по реализации социально-значимых целей алгоритм действий по преобразованию среды, реализуемый в порядке общественной инициативы
Социальный проект и стратегический план 17 решение частной проблемы; конкурсные механизмы; общественное участие. достижение перспективной цели; прямое бюджетное финансирование; административные механизмы реализации. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН в основе – технология как совокупность нормированных процедур
Условия развития общественной инициативы 18 высокая гражданская активность людей, видящих общие проблемы и готовых их решать; создание властью организационных основ, необходимых для появления проектов – конкурсы, презентации и т.д.; помощь гражданам в оформлении идей в проекты, например, путем создания ресурсных центров; прозрачность системы поддержки проектов.
19 Принципы социального проектирования Принцип постоянной включенности в проблему Принцип самостоятельности Принцип социальной ответственности Принцип компетентности
Технология подготовки и реализации соц. проекта 1.Анализ объективных и субъективных условий реализации проекта; 2.Составление документации на проект; 3.Обучение команды и формирование позитивного общественного мнения о проекте; 4.Внешняя активность; 5.Содержательная часть; 6.Оценка и контроль выполнения проекта; 7.Презентация выполненного проекта.