Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год
Проблемы взаимодействия рынка труда и сферы образования Классификация профессий (устаревшая) Рынок труда (виды экономической деятельности) Система профессионального обучения и образования /? Профессии / стандарты ? Образовательные стандарты Сертификация, аттестация Механизмы обратной связи Классификация в образовании L. Kosova
подготовка специалистов не соответствует требованиям индустрии: по содержанию, по численности обученных по профессиям, по изменяющимся требованиям к профессиям; классификатор профессий не соответствует реальности (по перечню и содержанию) ; в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных компетенций; доводка специалистов в организациях – процедура затратная; использование корпоративных международных стандартов при обучении в организациях в целом не меняет ситуации (отражает экономику других стран и отдельных организаций) Проблемы сферы труда:
ограниченные представления о перспективах и содержании труда по избранной профессии; слабая профориентация; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; слабая связь между профессиональными достижениями и уровнем оплаты труда (советская система нормирования (ЕТКС) и оплаты труда) Проблемы работника/выпускника:
отставание от требований рынка труда, заложенное в ГОС, приводит к неконкурентоспособности выпускников; снижение инвестиционной привлекательности; взаимодействие с отдельными работодателями по обновлению содержания обучения носит не системный характер (профессиональные требования формулируются, исходя из представлений отдельного или нескольких работодателей); снижение международной конкурентоспособности системы образования; оценка качества выпускников осуществляется в рамках квалификационных требований устаревших классификаторов профессий Проблемы профессионального образования:
Взаимосвязь профессионального и образовательного стандартов Классификация профессий Рынок труда (виды экономической деятельности) Система профессионального обучения и образования Профессиональные стандарты Образовательные стандарты Оценка квалификаций Сертификация, аттестация Классификация в образовании L. Kosova
Роль работодателей в реализации нового поколения стандартов закреплена в требованиях ФГОС СПО В части требований: 1.к структуре ОПОП 2.к условиям реализации ОПОП 3.к оцениванию качества освоения ОПОП L. Kosova7
Участие работодателей Совместная разработка ФГОС в части определения видов профессиональной деятельности и соответствующих им компетенций с последующей экспертизой Ежегодное обновление содержания ОПОП с учетом изменений на рынке труда и достижений науки и техники должно быть согласовано с работодателями Итоговая аттестация по ПМ = квалификационный экзамен принимается решение «освоен/не освоен ВПД» при обязательном участие работодателей и т.д.
Национальное агентство развития квалификаций L. Kosova9 Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты Национальная рамка квалификаций Каталог рекомендованных образовательных программ Независимая система оценки результатов обучения и сертификации квалификаций персонала РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
L. Kosova10 «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» ( утвержден РСПП и Минобрнауки РФ 31 июля 2009 г.) «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» (утвержден решением Общественно-государственного совета, протокол 2 от 15 декабря 2010 г.)
Национальная рамка квалификаций РФ Разрабатывается по распоряжению Министерства образования и науки Имеет целью сопряжение сферы труда и сферы образования Является адаптированной для России версией рамки Европейской системы квалификаций Рекомендована для использования при разработке профессиональных стандартов и нового поколения образовательных стандартов Разрабатывается по распоряжению Министерства образования и науки Имеет целью сопряжение сферы труда и сферы образования Является адаптированной для России версией рамки Европейской системы квалификаций Рекомендована для использования при разработке профессиональных стандартов и нового поколения образовательных стандартов L. Kosova
Назначение профессиональных стандартов Определяет свой профессиональный уровень, ориентируется при повышении квалификации, повышает качество труда Формирует политику в области занятости населения Идентифицирует компетенции при найме, оценивает, повышает уровень квалификации и качество труда работников, получает адекватно подготовленных специалистов Формирует ОС, оценивает качество обучения в соответствии с требованиями ПС, активно обновляет содержание ОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС Сфера образования Сфера труда Работник Государство Профессиональный стандарт
Глоссарий профессионального стандарта Вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций Единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции (целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности) Трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом (технологическим процессом) и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения
Трудовое действие Логика разработки профессионального стандарта A Вид трудовой деятельности A … B Вид трудовой деятельности B Вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности) A 1 Единица профессионального стандарта (трудовая функция) A 1 A 2 Единица профессионального стандарта (трудовая функция) A 2 B 1B 1B 1B 1 B 2B 2B 2B 2 B 3B 3B 3B 3
Структура деятельности в идеологии компетентностного подхода Профессиональные компетенции (умения + знания + практический опыт) Объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности (функции) Квалификационный экзамен Квалификационный экзамен Профессиональные компетенции (умения + знания + практический опыт) Профессиональные компетенции (умения + знания + практический опыт) Профессиональные компетенции (умения + знания + практический опыт) Оценка результатов освоения Оценка результатов освоения
Благодарю за внимание! Людмила Ивановна Косова 8 (812)