Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Advertisements

ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. 1 вопрос Спрос: закон спроса, функция спроса, факторы влияющие на спрос.
Рыночная цена любого отдельного товара регулируется соотношением между количеством его, предложенным на рынок, и спросом тех, кто готов заплатить за этот.
Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Глава 4 – Рыночные силы предложения и спроса. Вопросы для изучения Понятие Рынка Понятие Конкуренции Закон спроса и кривая спроса Взаимодополняющие товары.
Рассматриваемые вопросы: 1)излишек потребителей и производителей в условиях равновесия; 2) изменение общественного благосостояния вследствие вмешательства.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 3. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Станковская И.К.1 ТЕМА 2. РЫНОК, РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ Я думаю, на мировом рынке можно будет продать штук пять компьютеров. Основатель компании.
Вопросы для проверки домашнего задания Что такое товар, каковы его характеристики? Что такое торговля? Назовите ее виды. Деньги, виды функции. Что такое.
ЗАКОН СПРОСА ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Подготовили презентацию ученики 10 «А» класса Крупко Роман и Пономарев Михаил.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Спрос и предложение 1. Спрос a.Объем спроса b.Величина спроса c.Закон спроса, факторы, влияющие на спрос 2. Предложение a.Объем предложения b.Зависимость.
Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Транксрипт:

Теория спроса и предложения

1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование рынка

Предметом исследования микроэкономики является поведение первичных экономических субъектов – потребителей и производителей – и механизм согласования их хозяйственных целей Согласование происходит путем формирования системы равновесных цен

Спрос – это платежеспособная потребность. Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса

В общем виде функция спроса может быть представлена так: Q d i = Q d i (T; Р 1,…P k ; I; …) где Q d i объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,...,k;); Т вкусы и предпочтения; Р 1,...,Р k цены всех товаров, включая i-тый; I денежный доход. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены считать неизменными, то можно перейти к следующей функции: Q d i = Q d i (Р i )

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется закон спроса. Известно исключение из закона спроса, получившее название парадокса Гиффена.

В линейном случае функция спроса принимает вид Q d = a - bр, где а - максимальная величина спроса на данный товар (т.е. количество товара, которое, при прочих равных условиях, потребители готовы приобрести по нулевой цене), b - показывает, на сколько единиц изменится величина спроса при изменении цены товара на единицу (Q d =-bp), a/b - резервная цена (т.е. цена, при достижении которой величина спроса падает до нуля).

Кривая спроса линейного вида

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Объемом предложения называют количество какого- либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. Цена предложения это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

В общем виде функция предложения имеет вид: Q s i = Q s i (L i ; P 1,…P n ; T i ; N…) где Q s i объем предложения i-того товара (i= 1,2,...,n ); L i, характер применяемой в производстве i -того товара технологии; Р 1,...,Р n цены товаров, включая i-тый товар; Т i налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N природные условия. Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены считать неизменными, то можно перейти к следующей функции: Q s i = Q s i (Р i )

В линейном случае функция предложения принимает вид Q s = c + dр, где c - минимальная величина предложения (т.е. количество товара, которое, при прочих равных условиях, продавцы готовы предложить по нулевой цене), d - показывает, на сколько единиц изменится величина предложения при изменении цены на единицу (Q s = dp), - c/d - резервная цена (т.е. цена, при достижении которой величина предложения падает до нуля).

Кривая предложения линейного вида

В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке, как правило устанавливается рыночное равновесие, т.е. такая ситуация, при которой количество товара, которое готов продать продавец, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель по данной цене.

Вальрас оперировал понятиями «величина спроса» и «величина предложения». Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид: Q d = Q d (Р), Q s = Q s (Р), а условием равновесия является равенство Q d (Р) = Q s (Р) Маршалл оперировал понятиями «цена спроса» и «цена предложения», поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид: P d = P d (Q), P s = P s (Q), а условием равновесия является равенство: P d (Q) = P s (Q)

Рыночное равновесие по: а) Вальрасу; б) Маршаллу

Излишек (выигрыш) потребителя определяется как выгода, которую он имеет, приобретая продукт по определенной цене. Математически излишек потребителя - разница между суммой, которую потребитель готов заплатить за продукт, и суммой, которую он платит в действительности.

Излишек (выигрыш) производителя определяется как выгода, которую он имеет, продавая продукт по определенной цене. Математически излишек производителя - разница между ценой, по которой он готов продать продукт, и ценой, по которой он продает в действительности

Излишек потребителя, излишек производителя

Когда объем спроса при любой неотрицательной цене ниже объема предложения, равновесие устанавливается при нулевой цене. Т овар является свободным благом.

Когда при любом объеме рынка цена спроса ниже цены предложения равновесие устанавливается при нулевом объеме. П роизводство данного товара технически возможно, но экономически нецелесообразно.

Стабильностью равновесия называют способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил. Если же равновесие не обладает свойством стабильности, то регулирование его становится настоятельно необходимым.

Государственное регулирование рыночного механизма представляет собой воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования уровня цен и объемов продаж на каком- либо рынке.

Основными методами государственного регулирования уровня цен являются: – установление фиксированных цен: е сли фиксированная цена превосходит равновесную, то на рынке образуется избыток; если фиксированная цена ниже равновесной, то на рынке образуется дефицит; – установление предельных цен, регулирующих верхнюю или нижнюю границу рыночной цены.

Максимальная цена (цена потолка) устанавливаемая государством максимально возможная цена, по которой могут осуществляться продажи на рынке. Если цена потолка устанавливается на уровне ниже равновесного, то величина спроса оказывается больше величины предложения и на рынке возникает ситуация дефицита. Если цена потолка устанавливается на уровне выше равновесного, то она не оказывает влияния на рыночное равновесие.

Минимальная цена (цена пола) устанавливаемая государством минимально возможная цена, по которой могут осуществляться продажи на рынке. Если цена пола устанавливается на уровне выше равновесного, то величина спроса оказывается меньше величины предложения и на рынке возникает ситуация затоваривания. Если цена пола устанавливается на уровне ниже равновесного, то она не оказывает влияния на рыночное равновесие.

Цена «пола», цена «потолка»

Основными методами государственного регулирования объемов продукции являются: – введение квот: в этом случае на данном рынке может быть реализовано не более определенного количества товара. – введение налогов и субсидий.

В ведение квот ы

Введение налога вызовет параллельный сдвиг кривой предложения вверх на величину Т. Если изначально кривая предложения имела вид : Q s = c + dр, то новая кривая ( с налогом) принимает вид : Q s1 = c + d(р – Т).

В ведение потоварного налога

Пример. Предложение ежедневников в селе Осколково задается функцией Q s = 3р - 60, а спрос на них Q d = р (Q количество, штук, р цена, рублей). Государство вводит налог, уплачиваемый продавцами, в размере 10 рублей на каждый проданный ежедневник. 1. Определите объем продаж и цену ежедневника после введения налога. 2. Чему будут равны налоговые поступления в бюджет?

Решение: Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: Q s 1 = 3(p – 10) – 60 = 3p – 90. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят: Q d = Q s 1 => 360 – 3p = 3p – 90 => 450 = 6p => p * = 75 (д.е.) => Q * = 135 (шт.) Доходы государственного бюджета от введения налога составят: T × Q * = 1350д.е.

Введение субсидии вызовет параллельный сдвиг кривой предложения вниз на величину Н. Если изначально кривая предложения имела вид : Q s = c + dр, то новая кривая ( с субсидией) принимает вид : Q s1 = c + d(р + Н).

В ведение потоварной субсидии