ГОРОДЕЦКИЕ МОТИВЫ © Ларина Екатерина,
ГОРОДЕЦ Если на теплоходе идти по Волге от Москвы вниз, то недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу реки откроется сначала беспредельная ширь лугов с темнеющей вдали полоской леса. Потом берег будет постепенно повышаться, и на вершине круто спускающейся вниз горы предстанет белый городок: невысокие домики его ровным рядом тянутся вдоль кромки воды, а густая листва деревьев, почти скрывая их, бросает узорную тень на побеленные стены строений. Основан Городец был в 1152 году Юрием Долгоруким и служил крепостью для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества. До сих пор сохранились окружавшие город земляные валы, живы и предания о том, как не сдался город полчищам хана Батыя, и сохранилось место, где до сих пор, как гласит легенда, стоит невидимый град Китеж. Если на теплоходе идти по Волге от Москвы вниз, то недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу реки откроется сначала беспредельная ширь лугов с темнеющей вдали полоской леса. Потом берег будет постепенно повышаться, и на вершине круто спускающейся вниз горы предстанет белый городок: невысокие домики его ровным рядом тянутся вдоль кромки воды, а густая листва деревьев, почти скрывая их, бросает узорную тень на побеленные стены строений. Основан Городец был в 1152 году Юрием Долгоруким и служил крепостью для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества. До сих пор сохранились окружавшие город земляные валы, живы и предания о том, как не сдался город полчищам хана Батыя, и сохранилось место, где до сих пор, как гласит легенда, стоит невидимый град Китеж.
ГРАД КИТЕЖ К.Горбатов «Невидимый град Китеж» Когда Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую, подошел он к стенам Китежа, но не увидел его: на месте города возникло чистое и светлое озеро. Укрывшее город озеро жители назвали Светлояром. До сих пор, гласит легенда, тихим летним вечером видятся отраженные в воде стены, церкви и монастыри, терема княжнецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон китежских колоколов.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Расположение Городца на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. В районе Городца были развиты также гончарный и золотошвейный промыслы, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка и кружевоплетение. С большим искусством вырезали здесь пряничные доски, при помощи которых печатали знаменитые городецкие пряники. Расположение Городца на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. В районе Городца были развиты также гончарный и золотошвейный промыслы, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка и кружевоплетение. С большим искусством вырезали здесь пряничные доски, при помощи которых печатали знаменитые городецкие пряники.
ГОРОДЕЦКИЕ ДОНЦА Несмотря на плохую землю в Заволжье хорошо родился лен. Поэтому женщины пряли нитки и ткали холсты на заказ и продажу. В Нижегородской губернии пряли не с лопасти, как на Севере и на Урале, а с гребня. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями (на которую надевали кудель) и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце. Украшать его было практически невозможно. А вот донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень, поэтому на его украшение художники не жалели ни времени, ни сил. Несмотря на плохую землю в Заволжье хорошо родился лен. Поэтому женщины пряли нитки и ткали холсты на заказ и продажу. В Нижегородской губернии пряли не с лопасти, как на Севере и на Урале, а с гребня. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями (на которую надевали кудель) и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце. Украшать его было практически невозможно. А вот донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень, поэтому на его украшение художники не жалели ни времени, ни сил.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Однако промысел расписных прялочных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Резные донца делали в тех деревнях, где позднее развилась декоративная живопись. Практически в каждой семье занимались изготовлением донец. Возникновение расписных прялочных «донец» датируют серединой XIX в. Расписные прялки были яркими, нарядными, и, конечно, среди этого многоцветия изделия с инкрустацией терялись. Однако промысел расписных прялочных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Резные донца делали в тех деревнях, где позднее развилась декоративная живопись. Практически в каждой семье занимались изготовлением донец. Возникновение расписных прялочных «донец» датируют серединой XIX в. Расписные прялки были яркими, нарядными, и, конечно, среди этого многоцветия изделия с инкрустацией терялись.
ЭТАПЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ Роспись велась красками, приготовленными на клею. Краски для росписи составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта. Это позволяло создать сгармонированную цветовую палитру. Первым этапом росписи шел "подмалевок". Подмалевком намечали основной сюжет композиции. При следующем этапе мастер приступал к «оттенёвке». Последним этапом была «разживка». Она выполнялась черным или белым цветом, способствовала оживлению росписи, объединяла все мотивы в целостную композицию. Когда мастер считал, что «разживок» недостаточно, он добавлял декоративные разделки в виде «мушек». Просушенное после росписи изделие мастер покрывал олифой. Когда она высыхала, изделие было готово на продажу. Роспись велась красками, приготовленными на клею. Краски для росписи составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта. Это позволяло создать сгармонированную цветовую палитру. Первым этапом росписи шел "подмалевок". Подмалевком намечали основной сюжет композиции. При следующем этапе мастер приступал к «оттенёвке». Последним этапом была «разживка». Она выполнялась черным или белым цветом, способствовала оживлению росписи, объединяла все мотивы в целостную композицию. Когда мастер считал, что «разживок» недостаточно, он добавлял декоративные разделки в виде «мушек». Просушенное после росписи изделие мастер покрывал олифой. Когда она высыхала, изделие было готово на продажу.
КОМПОЗИЦИЯ РОСПИСИ Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она всё же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства. Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Этот вид орнамента самый распространеный в городецкой росписи. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она всё же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства. Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Этот вид орнамента самый распространеный в городецкой росписи.
ЦВЕТОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Цветочная композиция с включением мотивов «конь» и «птица», самая распространенная в городецкой росписи. Цветочная композиция с включением мотивов «конь» и «птица», самая распространенная в городецкой росписи. Изображение мотивов «петух, птица» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей. Изображение мотивов «петух, птица» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое. Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.