ИСКУССТВО XX века МОДЕРН В РОССИИ
Константин Андреевич Сомов 1869 – 1939г. Превосходный рисовальщик и живописец, «Певец радуг и поцелуев» Создатель ретроспективного жанра «Он редко изображает современность, и вместе с тем нет художника, более современного, чем Сомов» А.Бенуа
Сомов Константин Андреевич (1869 – 1939) Как и большинство художников рубежа ХIХ – ХХ веков, болезненно переживая смену двух столетий, Константин Сомов в своем творчестве воссоздает привлекательный для него мир прошлого, в котором ищет приют сам художник. Его картины – это воссозданный быт дворянской судьбы столетней давности, французский королевский Версаль ХVIII века, где герои похожи на марионеток в расшитых камзолах и кринолинах.
К.А.Сомов «Арлекин и дама» Основная тема его творчества – вариации галантных сцен, мотивы рококо, вновь оживают персонажи Ватто, актёры комедии масок. Галантные сцены показаны как фантастическое видение, на мгновение вспыхнувшее и сразу же исчезнувшее, оставившее лишь болезненное воспоминание
К.А.Сомов «Женщина в голубом» Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Современница мастера художница Мартынова одета в старинное платье. Болезненность облика героини вызывает ощущение острой тоски, а идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной, существующей только в воображении. В старинном платье, с книгой в руке, замерла она на грани двух миров – настоящего и прошедшего. На втором плане музицирующая пара удобно расположилась на скамейке, а мужчина с тростью буквально приглашает ее войти в мир прошлого, где царят спокойствие и гармония.
К.А.Сомов «Портрет А.П.Остроумовой» Во многих женских портретах художнику удалось выявить обаятельную привлекательность некрасивых женских лиц
К.А.Сомов «Портрет А.Блока» Портрет А.Блока принадлежит к серии графических портретов поэтов и художников
К.А.Сомов «Дама снимающая маску» фарфор Любители искусства и коллекционеры высоко оценили стильность сомовских фарфоровых статуэток
К.А.Сомов «Влюблённые» фарфор Что белеет у фонтана В серой нежности тумана? Чей там шёпот, чей там вздох? Сердца раны лишь обманы, Лишь на вечер те тюрбаны – И искусствен в гроте мох. Запах грядок прян и сладок, Арлекин на ласки падок, Коломбина не строга. Пусть минутны краски радуг, Милый, хрупкий мир загадок, Мне горит твоя дуга! М.Кузьмин «Маскарад»
Мстислав Валерианович Добужинский (1875 – 1957) Сосредоточил своё внимание главным образом на городском пейзаже Культ Петербурга царил в его исторических произведениях Его Петербург лишён романтического ореола, он выбирает самые непривлекательные, серые виды, показывая город как огромный механизм, убивающий душу человека Известен иллюстративными циклами к «Белым ночам» Достоевского
М.В.Добужинский «Петр Великий в Голландии»
Мстислав Валерианович Добужинский «Окно парикмахерской» Трагический психологизм, элементы примитивизма, главный объект внимания витринная вывеска, а проходящий человек – лишь необязательное декоративное дополнение В мучительно тесных громадах домов Живут некрасивые бледные люди, Окованы памятью выцветших слов, Забывши о творческом чуде. Всё скучно в их жизни… К.Бальмонт