Горлова Любовь Ивановна ГДОУ д/с 67 Выборгского района
Формирование речи ребёнка проходит несколько этапов. Первым проявлением речи ребёнка является крик.
На 2-3 месяце жизни ребёнка на смену крику приходит гуление. Гуление- это произнесение гласных звуков, близких к «а», «ы», «у», возможно в сочетании с согласным звуком «г». Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.
На 7-9 месяце ребёнок начинает произносить серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
В 9-11 месяцев малыш активно подражает речи взрослых.
В месяцев появляются осознанно употребляемые ребёнком слова. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя».
. В возрасте от 2 до 3 лет начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Наполняемость предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро. На этом этапе активно развивается любознательность и воображение ребёнка. К двум годам активный словарь ребёнка значительно увеличивается (насчитывается около 300 слов различных частей речи).
Вы познакомились с этапами речевого развития ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Тревогу У родителей должны вызывать задержка речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
К концу 1-го месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением. К концу 4-го месяца ребёнок не гулит, не улыбается, когда с ним заговаривают. К концу 5-го месяца не прислушивается к речи, к музыке. Ребёнок не играет с игрушками. К концу 7-го месяца не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации. К концу 9-го месяца у ребёнка не сформирован лепет и он не может повторять за взрослым различные звуко- сочетания и слоги, подражая интонации говорящего. К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания. К году ребёнок не может произносить слова, не может выполнять простейшие просьбы («покажи», «принеси»)
К 1году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама», «папа». К 1 году9 месяцам не может произнести несколько осмысленных слов. К 2 годам не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы, не узнаёт близких на фотографиях. К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и маленький. К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки не пытается их пересказать. Ребёнок затрудняется назвать своё имя и фамилию.
Любите детей. Берегите детей. Учитесь у детей.