Одаренность Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Детский возраст период становления способностей и личности.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко»
Одарённость проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Судить об одаренности ребенка следует по: - школьным делам: - внешкольным делам; - по инициативным формам деятельности
Причины отсутствия проявления одаренности Недостаток знаний, умений и навыков; Недоступность ( в силу условий жизни) предметной области деятельности;
Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
В практической работе с детьми «одаренный ребенок» «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Виды одаренности * В практической деятельности * В познавательной деятельности * В художественно-эстетической деятельности * В коммуникативной деятельности * В духовно-ценностной деятельности
Систематизация видов одаренности определяется критерием Качественный Количественный
Анализ проблем, которые мешают заниматься исследовательской деятельностью
При диагностике необходимо использовать информацию, полученную: от ребёнка, учителей, родителей,