Pet aspera ad Astra Быть или не быть Вот в чем вопрос Достойно ли смериться под ударами судьбы Иль стоит оказать сопротивленье. У. Шекспир. Электронный ресурс подготовлен учителем Судаковой С.Р. МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской области
Тест по теме: Творчество М.Ю.Лермонтова
Продолжить развитие навыков анализа текста. Продолжить развитие навыков анализа текста. Сопоставить поступки, характеры героев с характером Печорина. Сопоставить поступки, характеры героев с характером Печорина. Работать над аналитическим пересказом эпизодов. Работать над аналитическим пересказом эпизодов. Обучать монологической речи. Обучать монологической речи. Выявить усвоение темы. Выявить усвоение темы. Анализ произведения. Анализ произведения. Знакомство с системой образов. Знакомство с системой образов. Цель урока: Задачи:
Средства раскрытия характера Обстановка Поступки Портрет Речь Интересы Взаимо-отношения
Что означают эти слова? Удача, счастье, фортуна, предопределение, провидение, судьба, фатализм, случайность.
Удача - позитивное событие, возникшее в результате случайного, непредсказуемого или не учитываемого стечения обстоятельств. Счастье - эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Фортуна - судьба, случай, счастье. Предопределение - это "принятое в вечности решение о том, что по милости Божией произойдет во времени" Провидение - божественная деятельность в мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия. Судьба - это внезапное проявление неизбежности. Фатализм - это вера в предопределённость всего происходящего, жизнь человека определена заранее. Случайность - то, что не вытекает закономерно с необходимостью из внутреннего развития явлений.
Кто такой фаталист? Проверим по словарю. – Тогда о чем же спорят герои повести? На чем основан их спор? Мы уже сказали так много слов, связанных с судьбой. Давайте же выберем более близкие и уберем лишнее. Итак, сегодня речь у нас пойдет о предопределении, случайности, судьбе, роке, фатальности, провидении, фортуне. А что им можно противопоставить? Как вы думаете, спор в начале главы может хоть как-то характеризовать человека, может быть раскрыть какую-то черту характера?
Работа с текстом. Найдите и зачитайте фрагмент спора Вулича и Печорина.
Кто же принимает участие в споре? – А если рассмотреть более конкретно, то – Кто в этом споре является действующими лицами? – Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора ? Причины Вулича мы рассмотрелиим... а пистолет... Были у него какие-нибудь внутренние причины осечься в самый нужный момент? (Найдите в тексте). – Так что же это было – судьба ?, рок? или что-то другое? У нас в повести есть еще 2 случая, когда герои спорят с судьбой. Это... Учащиеся делятся на три группы, две из которых разбирают примеры из текста с точки зрения категории диалектики, а третья группа подбирает случаи из жизни.
Заключение. – Тогда как же мы поймем теперь название нашего урока ? – Мы хотим достичь этих звезд? – Мы будем стремиться? – Мы будем сами строить свою судьбу? – Что нужно для этого сейчас?
Таблица Самовоспитание Самосовершенствование Самостроите льство
Домашнее задание: Подготовить роли для выступления. Перечитать текст. Заполнить таблицу.