ИСКУССТВО XX века МОДЕРН В РОССИИ
Модерн в России «Серебряный век» «В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. То была эпоха исключительно талантливая, блестящая» Н.Бердяев Границы серебряного века не являются строгими. Обычно это 3 последних предреволюционных десятилетия (90-е г. 19в - 10-е г. 20в)
«Мир искусства» - «ретроспективные мечтатели» Среди русских художников особо выделяется творчество художественного объединения «Мир искусства», созданного в 1898г.в Петербурге во главе с А.Н.Бенуа, просуществовавшее недолго, но оставившее в истории русского искусства глубочайший след Лучшие его представители – Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, А.Я.Головин, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих, З.Серебрякова Отличительной особенностью художников «Мира Искусства» была многогранность, они занимались и живописью, и оформлением театральных простановок и книг, и ДПИ. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.
Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера, и абсолютная свобода в выборе тем, образов и выразительных средств Главные темы: Обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. К.Сомов возрождал эпоху французского рококо 17в., А.Бенуа – французский классицизм. Культ Петербурга царил в произведениях Е.Лансере и М.Добужинского. Приверженность древнерусским традициям и народному творчеству у И.Билибина и Н.Рериха
Александр Николаевич Бенуа 1870 – 1960г. Живописец, иллюстратор, художественный критик и историк искусства, а также автор статей и воспоминаний о своих друзьях и современниках А.Н. Бенуа, сын архитектора Н. Л. Бенуа, - живописец, создатель великолепных иллюстраций к поэме Пушкина «Медный всадник», где противопоставлен одинокий страдающий герой и равнодушный и убивающий его мир
Бенуа Александр Николаевич(1870 – 1960) Он стоял во главе творческого объединения «Мир искусства», члены которого, в отличие от художников – реалистов, преклонялись перед красотой ушедшего прошлого, например перед эпохой Людовика ХIV. Много путешествовал и влюбился в эпоху Людовика 14, Версаль. «За деревьями, бронзами и вазами Версаля я как-то перестал видеть наши улицы, городовых, мясников и хулиганов» В картине «Прогулка короля» изображен вечерний парк королевского Версаля. Людовик ХIV прогуливается в сопровождении своих придворных и беседует с одной из фрейлин. Кажется, что они марионетки, движущиеся по сцене под звуки забытой мелодии. Фигуры фонтана выглядят более живыми, чем люди, которые отражаются в неподвижной воде.
А.Бенуа «Версаль.Прогулка короля»
Бенуа. Развод караула
Бенуа. Дворцовая площадь.
Е.Е.Лансере «Царевна Елизавета Петровна и преображенцы»
Лев Самойлович Бакст Великий декоративист модерна, где парадоксально сочеталось буйная красочность, чувственный колорит и ленивая грация, текучая линия рисунка и экзотический орнамент. Самая яркая страница в творчестве – оформление театральных спектаклей «Бакст – чудный декоратор, тонкий, с громадным вкусом, бесконечной фантазией и необыкновенно изысканный и аристократичный» А.Остроумова-Лебедева
Л.Бакст «Портрет С.Дягилева» Наиболее яркие его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже гг,своеобразного фестиваля русского искусства, организованного С.Дягилевым.