1 Учитель биологии Кротикова Надежда Александровна УВЦ МЖК средняя общеобразовательная школа 61 Высшая категория
2 Естественный отбор и его формы. Полны чудес неистощимых Природы вечные дела! И.Аксаков
3 Цель урока: Сформировать понятие естественный отбор как главная движущая сила всего эволюционного процесса. Сформировать понятие естественный отбор как главная движущая сила всего эволюционного процесса. Выяснить его связь с борьбой за существование и возникновением адаптаций. Выяснить его связь с борьбой за существование и возникновением адаптаций.
4 Разбор домашнего задания. составьте логическую схему по теме: «Борьба за существование»
5 Разбор домашнего задания. дайте определение терминов: ген,генотип,генофонд, вид, особь, вид, особь, популяция, норма реакции. популяция, норма реакции.
6 1. вариант. Хватит ли к осени места на всей суши земного шара для всего потомства от одной пары мух (на 1 см 2 ) их может уместится не более одной пары), если условно допустить, что мухи размножаются беспрепятственно, давая в течении года 10 поколений по 100 яиц в каждом? Можно ли в действительности встретить столько мух? Обоснуйте. Приведите примеры различных форм борьбы за существование у комнатной мухи. 1. вариант. Хватит ли к осени места на всей суши земного шара для всего потомства от одной пары мух (на 1 см 2 ) их может уместится не более одной пары), если условно допустить, что мухи размножаются беспрепятственно, давая в течении года 10 поколений по 100 яиц в каждом? Можно ли в действительности встретить столько мух? Обоснуйте. Приведите примеры различных форм борьбы за существование у комнатной мухи. Разбор домашнего задания.
7 2.вариант.На яблоне паразитирует кровяная тля. Перезимовавшие на яблоне личинки быстро превращаются в самок первого поколения. Эти самки без оплодотворения (партеногенетическим) сами рождают до 100 личинок, превращающихся через дней в самок 2- го поколения, и т.д. и так все лето, до 17 поколений. У кровяной тли есть свой паразит – наездник афелинус. 1) хватит ли к осени места на всем земном шаре для всего потомства от одной тли (на 1 см 2 их может уместится не более 25), если даже условно допустить, что их тли размножаются беспрепятственно, давая за один летний сезон более 10 поколений по 100 особей? 2) Можно ли в действительности встретить столько кровяных тлей? 3) какое значение имеет кровяная тля и афелинус в садоводстве? Приведите примеры различных форм борьбы за существование у кровяной тли и афелинуса. 2.вариант.На яблоне паразитирует кровяная тля. Перезимовавшие на яблоне личинки быстро превращаются в самок первого поколения. Эти самки без оплодотворения (партеногенетическим) сами рождают до 100 личинок, превращающихся через дней в самок 2- го поколения, и т.д. и так все лето, до 17 поколений. У кровяной тли есть свой паразит – наездник афелинус. 1) хватит ли к осени места на всем земном шаре для всего потомства от одной тли (на 1 см 2 их может уместится не более 25), если даже условно допустить, что их тли размножаются беспрепятственно, давая за один летний сезон более 10 поколений по 100 особей? 2) Можно ли в действительности встретить столько кровяных тлей? 3) какое значение имеет кровяная тля и афелинус в садоводстве? Приведите примеры различных форм борьбы за существование у кровяной тли и афелинуса. Разбор домашнего задания.
8
9 Естественный отбор.
10 Формы отбора. Особенности.Примеры. Естественный отбор.
11 Темно и светло окрашенные формы березовой пяденицы
12 Приспособленность организмов к среде обитания.
13 Предостерегающая окраска у животных. 1. Лесная оса 2. Земляной шмель 3. Божья коровка
14 Угрожающая поза и окраска у животных. 1.Глазчатый бражник. 1.Глазчатый бражник. 2. тарантул. 2. тарантул. 3. Ушастая круглоголовка. 3. Ушастая круглоголовка.
15 Шмальгаузен И. И.( )- отечественный зоолог эволюционист. Разработал теорию стабилизирующего отбора.
16 Движущий отбор. Изменение признака Число особей
17 Индустриальный меланизм у бабочек.
18 Индустриальный меланизм у бабочек.
19 Стабилизирующий отбор Изменение признака Число особей
20 Изменения покровительственной окраски и формы тела у животных
21 Домашнее задание. Прочитать параграф 58,выучить термины: естественный отбор, биологические адаптации. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный. Полиморфизм. Прочитать параграф 58,выучить термины: естественный отбор, биологические адаптации. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный. Полиморфизм. Составить логическую схему по теме: «естественный отбор» Составить логическую схему по теме: «естественный отбор»