Авторы: Бароян Арман Григорян Оксана Семёнова Нинель
Цель: знакомство с выводами голландского инженера Симона Стевина о равновесии тел на плоскости
Внешний вид:
Конструкция установки такова, что правая часть цепи всегда длиннее левой части. На правую часть цепи действует большая по величине сила тяжести, она должна перевешивать и приводить в движение весь механизм.
Но…. Правая часть цепи расположена наклонно и опирается на дополнительные колёса. На неё действуют со стороны колёс силы трения, силы реакции опор. В результате избыточная сила тяжести компенсируется и установка находится в состоянии равновесия.
Через трёхгранную призму перекинута цепь из 14 одинаковых шаров. И снова, четыре шара тяжелее, чем два, и цепь должна вечно двигаться в направлении против часовой стрелки.
А если задуматься... На левую часть цепочки действует большая сила реакции опоры N. Сила трения пропорциональна силе реакции опоры. Т.о., избыток силы тяжести с левой стороны компенсируется большей по величине силой трения. В результате снова – состояние равновесия.
А ещё в начале XVII века Симон Стевин, так же рассуждая, пришёл к выводу: два груза, связанных шнуром, уравновешивают друг друга на наклонных плоскостях, если веса их пропорциональны длинам этих плоскостей.
Вечного двигателя нет, но благодаря ему мы: Вспомнили виды сил Познакомились с условием равновесия тел на плоскости
Литература: Перельман Я.И., Занимательная физика. В двух книгах. 21 –е изд., испр. и доп. - М.: Наука. Главная редакция физико –математической литературы, Пёрышкин А.В., Физика. 7кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, Вечные двигатели.