Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Игровые технологии на уроках русского языка как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников Плюгина Наталья Семёновна учитель русского.
Advertisements

Игровые технологии на уроках физики 3 сентября 2012 г.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ Елена Николаевна Долгих, к.пед. н., методист по физике.
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Составила: учитель начальных классов Попова С.А..
Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе Учитель начальных классов: Тепляшина М.К.
Как технология внеклассной работы как элементы обширной технологии самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Игровые технологии в учебной деятельности школьников ГОУ Шарьинская специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат VІІІ вида 2009 г.
Руденко Н.В., Фомина Е.В., учителя МНОУ «Гимназия 18» Руденко Ж.В., учитель МОУ «СОШ2» Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Тобольск ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ФГОС ДО.
Игровые технологии «Человеческая культура развивается в игре, как игра» И.Хейзинг.
МОУ СОШ 20 г. Ижевска Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла учитель математики Кашина Нина Павловна.
Игровые технологии на уроках математики.. « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра-это огромное светлое окно,через которое.
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Игровые технологии. Н. Е. Щуркова.
ТЕМА : ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СОГЛАСНО ФГОС. Выполнила : Гуполова А. А. МБДОУ 26 М. о., Рузский р - н п. Дорохово.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Выполнила учитель начальных классов МОУ Лицея 19 г. Королёва Ерош Н.В.
Транксрипт:

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ 14 Н.М. Рыжкова

«Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» М. Горький «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

Преимущества игровых технологий Игровые технологии как одна из составляющих инновационных технологий делают деятельность детей интересной, творческой. Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают урок более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности, который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность.

Использование игровой деятельности: В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Как технологии внеклассной работы. Как технологии внеклассной работы.

Классификация педагогических игр: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По характеру педагогического процесса: По характеру педагогического процесса: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; - коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Виды игр на уроках русского языка Учебные Учебные Комбинаторные Комбинаторные Аналитические Аналитические Ассоциативные Ассоциативные Контекстные Контекстные Творческие задания Творческие задания

Условия применения игровых технологий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Виды уроков и использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок- путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Требования к организации игр: 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр: 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Урок с дидактической игрой. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: -игровой замысел, -игровой замысел, -игровые действия, -игровые действия, -познавательное содержание или дидактические задачи, -познавательное содержание или дидактические задачи, -оборудование, результаты игры. -оборудование, результаты игры.

Использование игр на различных этапах урока Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Выделяют следующие виды дидактических игр. Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра. Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. Отличие учебных деловых игр заключается в следующем: Отличие учебных деловых игр заключается в следующем: - моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; -поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего; - наличие конфликтных ситуаций; -обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; -использование описания объекта игрового имитационного моделирования; -контроль игрового времени; -элементы состязательности; - правила, системы оценок хода и результатов игры.

Урок – ролевая игра. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы: Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы: -имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия; -ситуационные, связанные с решением какой –либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; -условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д. Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

Виды игр для групповой работы учащихся: 1. «Разброс мнений» представляет собой 1. «Разброс мнений» представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме. Методической особенностью такого группового дела Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено,поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

2. "Вытащи вопрос". Данная формы работы обращена к проблеме 2. "Вытащи вопрос". Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. В современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при Данный вид работы может быть элементом урока, например, при Освоении и закреплении материала. Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, Кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример Интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".

3. "Правила игры". Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе. Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих". После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ: · какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным? · какое правило, предложенное другой парой, понравилось? · с каким из школьных правил ученики поспорили бы? · кого бы ученики хотели видеть лидером класса? · извиняются ли ученики, когда они нарушают правила? · каковы наиболее важные правила класса? Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.

4."Незавершенность". Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения. Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

Особенные функции игр в учебно- воспитательном процессе 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.