Учитель истории МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Эпиграф урока: «В начале было слово. Слово было Бог»
Advertisements

Учитель истории МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала.
Учитель истории МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала.
Меровингский, каролингский и оттонский периоды Автор: Щеброва С.Я., учитель истории и обществознания НОУ Гимназия «Немецкая гимназия Петершуле», кандидат.
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
Выполнила: уч-ца 10 кл. Цыбуля Дарья Учитель: Капнинова М.Н. МОУ Никитовская СОШ имени А.С.Макаренко.
Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.
ЦЕРКОВЬ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ПЛАН УРОКА 1.Роль церкви в Римской империи. 2.Папа римский. 3.Монастыри. 4.Распространение христианства.
Х Р И С Т И А Н С Т В О. Более 2000 лет назад, в I веке на краю огромной Римской империи, в Палестине, возникла новая религия – ХРИСТИАНСТВО. Ее основатель-
Библия включает две части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Жизнь и чудеса Иисуса Христа Новый Завет в изобразительном искусстве.
Праздники святых семейств в православном календаре. Авторы : учащиеся 8 Б класса Беликов Владислав, Колдин Дмитрий.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2 Два источника развития Византийской культуры Византийская культура Античная культура Христианская религия.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
В первые века новой эры только зарождавшиеся христианские общины подвергались жестоким гонениям со стороны римского государства. Это вынуждало христиан.
От Античности к Средневековью. Содержание 1. Распад Римской империи. 2. Падение Западной Римской империи. 3. Основные черты средневековой культуры. 4.
Христианство, Католичество и Протестантизм.. Христианство. Христиа́нство авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных.
Транксрипт:

Учитель истории МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала

Добрый Пастырь (греч. ποιμ ν καλ ς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя (Ин.10:11-16).

Добрый Пастырь, Мавзолей Галлы Плацидии

Памятники и история развития иконографии Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Калликста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.

Иисус - Добрый Пастырь. Катакомбы Калликста в Риме. Около 250 г.

Иисус (Пастырь Добрый) и ангелы, собирающие виноград. Мраморный рельеф. 4 в.

В период IIIV веков этот образ являлся чуть ли не единственным воплощением христианского Бога в человеческом облике. «Они встречаются во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами»

Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 425 г. Фрагмент

В IV веке, когда христианство превращается в государственную религию, происходит эволюция к бо́льшим средствам наглядной агитации Раннехристианск ая статуэтка

Начинают складываться другие варианты иконографии. Тем не менее, Добрый Пастырь воспринимается ещё как наиболее чистый и правильный вариант изображения. Так, например, Евсевий Кесарийский, рассуждая о новой столице Константинополе, основанной Константином Великим, считал, что христианские здания в городе император должен украсить именно изображениями Доброго Пастыря то есть выполнять ту функцию, которая позже станет прерогативой, например, Пантократора.

Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес Криофор, Орфей Боуколос), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие.

Начиная с VI века иконография становится все более редкой. Постановлениями Пято- Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа в православии были запрещены. В Византии, в числе прочих изображений Христа, в том числе и безбородых, они были уничтожены в эпоху иконоборчества (VIII в.). В новой волне искусства Иисус приобретает бороду

Мотив исчезает полностью в Средневековье, чтобы вновь, с гораздо меньшей популярностью, вернуться в западноевропейском искусстве в XVXVI вв. в убранстве церквей скульптуре, витражах. В следующий период XVIIXVIII века, он иногда встречается в комбинации с Божественной Пастушкой, и целиком исчезает в XIX веке. Известное произведение эпохи барокко картина Мурильо, в XIX веке Мюке. Картина Филиппа де Шампаня (XVII век) изображает Доброго Пастыря традиционно.

Картина Мурильо (ок. 1650) изображает Спасителя в образе маленького ребенка, согласно одному из вариантов иконографии

В церковной жизни В церковном облачении: омофор «символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой». А облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного. Воскресенье Доброго Пастыря на Западе в новом литургическом календаре 4-е воскресение Пасхи (Good Shepherd Sunday) Женский католический орден сестёр Доброго Пастыря (Good Shepherd Sisters) Приют «Добрый пастырь», Россия, конец XIX века