Учитель истории МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала
Добрый Пастырь (греч. ποιμ ν καλ ς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя (Ин.10:11-16).
Добрый Пастырь, Мавзолей Галлы Плацидии
Памятники и история развития иконографии Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Калликста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.
Иисус - Добрый Пастырь. Катакомбы Калликста в Риме. Около 250 г.
Иисус (Пастырь Добрый) и ангелы, собирающие виноград. Мраморный рельеф. 4 в.
В период IIIV веков этот образ являлся чуть ли не единственным воплощением христианского Бога в человеческом облике. «Они встречаются во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами»
Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 425 г. Фрагмент
В IV веке, когда христианство превращается в государственную религию, происходит эволюция к бо́льшим средствам наглядной агитации Раннехристианск ая статуэтка
Начинают складываться другие варианты иконографии. Тем не менее, Добрый Пастырь воспринимается ещё как наиболее чистый и правильный вариант изображения. Так, например, Евсевий Кесарийский, рассуждая о новой столице Константинополе, основанной Константином Великим, считал, что христианские здания в городе император должен украсить именно изображениями Доброго Пастыря то есть выполнять ту функцию, которая позже станет прерогативой, например, Пантократора.
Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес Криофор, Орфей Боуколос), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие.
Начиная с VI века иконография становится все более редкой. Постановлениями Пято- Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа в православии были запрещены. В Византии, в числе прочих изображений Христа, в том числе и безбородых, они были уничтожены в эпоху иконоборчества (VIII в.). В новой волне искусства Иисус приобретает бороду
Мотив исчезает полностью в Средневековье, чтобы вновь, с гораздо меньшей популярностью, вернуться в западноевропейском искусстве в XVXVI вв. в убранстве церквей скульптуре, витражах. В следующий период XVIIXVIII века, он иногда встречается в комбинации с Божественной Пастушкой, и целиком исчезает в XIX веке. Известное произведение эпохи барокко картина Мурильо, в XIX веке Мюке. Картина Филиппа де Шампаня (XVII век) изображает Доброго Пастыря традиционно.
Картина Мурильо (ок. 1650) изображает Спасителя в образе маленького ребенка, согласно одному из вариантов иконографии
В церковной жизни В церковном облачении: омофор «символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой». А облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного. Воскресенье Доброго Пастыря на Западе в новом литургическом календаре 4-е воскресение Пасхи (Good Shepherd Sunday) Женский католический орден сестёр Доброго Пастыря (Good Shepherd Sisters) Приют «Добрый пастырь», Россия, конец XIX века