Русские поэты XX века О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
Анненский Иннокентий Федорович ( ) Родился в Омске в семье государственного чиновника. В 1860 семья переехала в Петербург, где Анненский получил начальное и высшее образование. В 1879 окончил историко- филологический факультет Петербургского университета. Начал заниматься педагогической деятельностью. Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах, директором Царскосельском гимназии. В 1870-е годы начал писать стихи. Лирика Анненского, носившая психологически-символический характер, отличалась глубокой искренностью.
Снег Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не уйти в облака. Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег... И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны - На томительной грани Всесожженья весны.
Дмитрий Мережковский Родился в Петербурге. Воспитание будущий поэт и писатель получил в классической гимназии. Тогда же начал писать стихи, выслушав которые, Достоевский сказал: "Слабо... плохо... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!" Эта фраза осталась в памяти Мережковского на всю жизнь. В 1884 поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Очень серьезно занимается наукой. В 1890-е начинает сотрудничать в журнале "Северный вестник", где выпускает первый сборник стихов. Становится одним из основоположников символизма в русской литературе.
РОДНОЕ Далеких стад унылое мычанье И близкий шорох свежего листа... Потом опять глубокое молчанье... Родимые, печальные места!
Протяжный гул однообразных сосен И белые, сыпучие пески… О, бледный май, задумчивый, как осень!... В полях затишье, полное тоски…
И крепкий запах молодой березы, Травы и хвойных игл, когда порой, Как робкие, беспомощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной.
Здесь тише радость и спокойней горе, Живешь как в милом и безгрешном сне. И каждый миг, подобно капле в море, Теряется в бесстрастной тишине. (1896)
Не надо звуков Дух Божий веет над землёю. Недвижен пруд, безмолвен лес; Учись великому покою У вечереющих небес. Не надо звуков: тише, тише, У молчаливых облаков Учись тому теперь, что выше Земных желаний, дел и слов.
Родился 7 мая в Казани в семье агронома. Детские годы прошли недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. В эти годы сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обериутами«. В это же время Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в "Вторая книга". Был репрессирован. Стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Николай Заболоцкий
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, не очарованных людей. Вечер на Оке
И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен. Теперь – то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаёшь.
Уступи мне, скворец, уголок
Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике. Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники. И свистит, и бормочет весна, По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна, Чтоб, как бабочки, листья захлопали. И такой на полях кавардак, И такая ручьев околесица, Что попробуй, покинув чердак, Сломя голову в рощу не броситься!
Начинай серенаду, скворец! Сквозь литавры и бубны истории Ты - наш первый весенний певец Из березовой консерватории. Открывай представленье, свистун! Запрокинься головкою розовой, Разрывая сияние струн В самом горле у рощи березовой. Я и сам бы стараться горазд, Да шепнула мне бабочка-странница: «Кто бывает весною горласт, Тот без голоса к лету останется»
А весна хороша, хороша! Охватило всю душу сиренями. Поднимай же скворешню, душа, Над твоими садами весенними. Поселись на высоком шесте, Полыхая по небу восторгами, Прилепись паутинкой к звезде Вместе с птичьими скороговорками. Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествуя. 1948
Николай Рубцов Рубцов Николай Михайлович родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли в детдоме. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным". Служил на Северном флоте, затем жил в Ленинграде, работал рабочим. В 1962 он поступил в Литературный институт. Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей", "Душа хранит», "Сосен шум". Сборник "Зеленые цветы" появился после смерти поэта, который трагически погиб 19 января 1971.
По вечерам С моста идет дорога в гору. А на горе - какая грусть!- Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь. Былая Русь! Не в те ли годы Наш день, как будто у груди, Был вскормлен образом свободы, Всегда мелькавшей впереди!
Какая жизнь отликовала, Отгоревала, отошла! И все ж я слышу с перевала, Как веет здесь, чем Русь жила. Все так же весело и властно Здесь парни ладят стремена, По вечерам тепло и ясно, Как в те былые времена...
Встреча -Как сильно изменился ты!- Воскликнул я. И друг опешил. И стал печальней сироты… Но я, смеясь, его утешил: -Меняя прежние черты, Меняя возраст, гнев и милость, Не только я, не только ты, И вся Россия изменилась!..
Привет, Россия... Привет, Россия родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое... Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле по сёлам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. За все хоромы я не отдаю Свой низкий дом с крапивой под оконцем. Как миротворно в горницу мою По вечерам закатывалось солнце! Как весь простор, небесный и земной, Дышал в оконце счастьем и покоем, И достославной веял стариной, И ликовал под ливнями и зноем!
«МНЕ ТРУДНО БЕЗ РОССИИ…» Поэты русского зарубежья о Родине
Николай Оцуп Поэт, прозаик, публицист, историк литературы. Творческая деятельность Н. Оцупа начиналась на родине, полностью же развернулась и проявилась в эмиграции. Закончив гимназию с золотой медалью, продолжил учёбу в Париже. Во время первой мировой войны вернулся на родину, служил в армии. В 1918 г. Оцуп работал в издательстве «Всемирная литература». В 1922 г. Оцуп эмигрировал. Жил в Берлине, затем переехал в Париж. В начале войны он был арестован за антифашистские убеждения, отправлен в концлагерь, откуда бежал и вступил в итальянское Сопротивление. После войны Оцуп издал свой монументальный «Дневник в стихах », через год защитил в Сорбонне докторскую диссертацию. В 1957 г. вышли под его редакцией «Избранные стихи» Тютчева, в следующем году - с его предисловием «Избранное»Н.Гумилева.
Мне трудно без России… Земля, и человек, и та или другая Страна, особенно для сердца дорогая, Чей радует обычай и язык, Чьё имя связывать ты с жребием привык, Остаться без неё… А может быть, тогда –то Такую ( и такое ) потеряв, Но ей чужим или врагом не став,- Тогда – то, может быть, и чувствуешь впервые Всю жизни глубину… Мне трудно без России…
Зинаида Гиппиус Поэтесса, прозаик, критик. Получила домашнее образование, увлекалась русской классикой. После переезда в Петербург начинается её литературная деятельность. В 1889 выходит замуж за Д. Мережковского, вместе с которым публикует первые стихи. Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно, в 1920 она вместе с Мережковским эмигрировала во Францию. В эмиграции выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй. За границей вышла книга стихов "Сияния" и два тома воспоминаний "Живые лица».
Знайте! Она не погибнет, - знайте! Она не погибнет, Россия. Они всколыхнутся, - верьте! Поля её золотые. И мы не погибнем, -верьте! Но что нам наше спасенье? Россия спасётся, - знайте! И близко её воскресенье. Февраль 1918
Бабье лето Нет даже слова такого В толстых чужих словарях. Август. Ущерб. Увяданье. Милый, единственных прах..
Русское лето в России, Запахи пыльной травы. Небо какой - то старинной, Тёмной густой синевы.
Утро. Пастушья жилейка. Поздний и горький волчец. Эх, если б узкоколейка Шла из Парижа в Елец.
Иван Бунин Русский писатель, поэт, переводчик. В 1903г. за сборники стихов "Под открытым небом» и "Листопад» был Удостоен высшей премии Академии наук - Пушкинской премии. В 1920 г эмигрировал во Францию. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер"
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь,в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!
Спасибо за внимание Учитель русского языка и литературы Рыбакова Г.П.