Урок изучения нового материала
Цель урока повторение и углубление сведений о сложном предложении
Задачи урока Образовательная : формирование у обучающихся общего представления о сложном предложении как синтаксической единице; совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся;
Задачи урока Развивающая: развитие познавательных процессов у обучающихся; развитие творческих способностей обучающихся;
Задачи урока Воспитательная: формирование уважительного отношения обучающихся к русскому языку.
Лето было сухим. Дожди прошли (не)давно редкие, косые, мелкие. Такие, если они пролетят (где)нибудь около Москвы или Рязани, называются грибными. Но тут истомле…ая земля принимала их жадно, раскрыто. Белые параш…тики одуванчиков плавали в раскале…ом воздухе.(Не)жизне…ые цикории выг…рали и становились розовато(фарфоровыми). Зной дрожал, как жар над самоваром. Во всю заливались кузнечики. В (не)погодь они пр…тихали, а в солнце кузнечики выб…рали сухие со(ж,жж)е…ые откосы.
I вариант Выпишите 2 словосочетания по типу связи управление II вариант Выпишите 2 словосочетания по типу связи примыкание
I вариант Определите тип сказуемого в 1 предложении II вариант Определите тип сказуемого в последнем предложении
Проверка I вариант Выпишите 2 словосочетания по типу связи управление Например Плавали в воздухе Выбирали откосы Жар над самоваром II вариант Выпишите 2 словосочетания по типу связи примыкание Например Прошли недавно Пролетят где-нибудь Жадно принимала
Проверка I вариант Определите тип сказуемого в 1 предложении Составное именное сказуемое II вариант Определите тип сказуемого в последнем предложении Простое глагольное сказуемое
Лето было сухим. Дожди прошли недавно редкие, косые, мелкие. Такие, если они пролетят где-нибудь около Москвы или Рязани, называются грибными. Но тут истомленная земля принимала их жадно, раскрыто. Белые парашютики одуванчиков плавали в раскаленном воздухе. Нежизненные цикории выгорали и становились розовато-фарфоровыми. Зной дрожал, как жар над самоваром. Во всю заливались кузнечики. В непогодь они притихали, а в солнце кузнечики выбирали сухие сожженные откосы.
Понятие о сложном предложении
Предложение простоесложное выражают мысли четко, конкретно, детально, сжато выражают более сложные мысли, понятия, явления; придают речи экспрессивность
Предложение простоесложное [- = ]. [- = ], [- = ]. Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник. Пройдет, зайдет и вновь Оставит дом. Отговорила роща золотая Березовым, печальным языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Сложное предложение союзноебессоюзное связь при помощи интонации и союза [ ],и [ ]. связь при помощи интонации, без союзов [ ], [ ]. сложносочиненное сложноподчиненное сочинительные союзы и, а, да, но, зато, также и др. [ ], да [ ]. = подчинительные союзы и слова: что, чтобы, потому что, так как, если, который, какой, чей, когда, где, куда и др. чтобы зачем? [ ], (чтобы).
Лето было сухим. Дожди прошли недавно редкие, косые, мелкие. Такие, если они пролетят где-нибудь около Москвы или Рязани, называются грибными. Но тут истомленная земля принимала их жадно, раскрыто. Белые парашютики одуванчиков плавали в раскаленном воздухе. Нежизненные цикории выгорали и становились розовато-фарфоровыми. Зной дрожал, как жар над самоваром. Во всю заливались кузнечики. В непогодь они притихали, а в солнце кузнечики выбирали сухие сожженные откосы.
Такие, если они пролетят где-нибудь около Москвы или Рязани, называются грибными. (СПП) В непогодь они притихали, а в солнце кузнечики выбирали сухие сожженные откосы. (ССП)
Работа с учебником Параграф 7, упражнение 43 I вариант: стихотворный отрывок 1 II вариант: стихотворный отрывок 3 III вариант: стихотворный отрывок 5
Творческая работа. Сочинение-миниатюра Фрагмент картины Н.М.Ромадина «Село Хмелевка»
Домашнее задание 1. Параграф Упражнение 44.
Спасибо за урок!
Грамматический конструктор Наступило долгожданное утро, но…. потому что…. и….
Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону. Густой туман расстилается по земле а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением. Я люблю слушать пение птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!