Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы. Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение - индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет). 1
Закон «О бухгалтерском учете» Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции): Активы; Обязательства; Источники финансирования деятельности; Доходы и расходы; Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции. 2
Закон «О бухгалтерском учете» Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего (???) предпринимательства. Во всех иных случаях, руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов по представлению лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются. 3
Закон «О бухгалтерском учете» Ранее бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем на бумажном носителе. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. 4
Закон «О бухгалтерском учете» Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: ё) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4) стандарты экономического субъекта. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами. 5
Закон «О бухгалтерском учете» Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе. 6
Закон «О бухгалтерском учете» Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в т.ч саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета) 7
Закон «О бухгалтерском учете» Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в т.ч саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета) 8
Закон «О бухгалтерском учете» Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г. 9
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности« (с изменениями от ) Ст. 1 Закона: «Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). 10
Сфера действия закона Ст. 2 Закона: Федеральный закон распространяется: на кредитные организации; на страховые организации; на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. 11
Сфера действия закона + Ст. 2 Закона: В случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в ч. 1 ст. 2 Закона, предусмотрены представление и публикация консолидированной отчетности, то такая отчетность также составляется в соответствие с данным Законом. 12
Составление отчетности Ст. 3 Закона: Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года 129- ФЗ "О бухгалтерском учете". На территории РФ применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. 13
Представление отчетности Ст. 4 Закона: Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется: 1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; 2) кредитными организациями в ЦБ РФ. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.. 14
Представление отчетности Ст. 4 Закона: Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.. 15