Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1-4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр2. Тема10. Лекции16-18.
Advertisements

Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1.
Психология познания. Общая характеристика познавательной сферы человека Семестр3. Тема8. Лекция10.
Тема 8, Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека.
Тема 8, Тема 9 Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека Феноменология познавательных процессов.
Семестр 1. Тема 2. Лекция 6-7. Становление категориального строя психологии.
Тема 8, Тема 9 Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека Феноменология познавательных процессов.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Концептуальное мышление ребенка Автор: Елена Константиновна Маранцман.
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Мышление. Виды мышления.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Функционально-уровневый подход (Б.Г. Ананьев, Б.М. Величковский). Выполнил студент(ка) ГПв 1-14: Кылычева Перизат Руководитель: Дорохова Светлана Владимировна.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление.
МЫШЛЕНИЕ Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Транксрипт:

Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1-4

Общая характеристика процессов познания а) Познание – процесс приобретения, хранения, трансформации и использования информации (знаний). Любое поведение опосредовано знаниями; б) Активный характер познания; в) Генетическая и культурная обусловленность познавательных процессов.

Общая характеристика процессов познания Информация – количественная мера уничтожения неопределенности. (Н. Винер)

Общая характеристика процессов познания. Стратегии описания познания: -«снизу-вверх», -«сверху вниз» -«взаимодействие субъекта и объекта»

Модели познания Уровни переработки – блочные модели Коннекционизм – сетевые модели Модульные конструкции – множество локальных блоков

Формы и средства представления реальности действие, образ, знак.

Дж. Брунер (1915)

Образ / Знаковая система

Познание и действие

Признаки активного поведения: 1.Наличие цели/задачи 2.Наличие программы (плана) 3.Наличие обратных связей (кор- рекций) по ходу осуществления 4.Наличие опережающего отражения

Общее представление о познавательном (перцептивном) действии Движение и действие Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Гугл и тепловые схемы Основные процессы решения задачи. Регистрация двигательной (объективной) активности при решении мыслительных задач.

Held, Hein (1963)

А.Л. Ярбус (1965)

Виды перцептивных действий Установочные Гностические (А.В. Запорожец)

Виды движений глаз Фиксации Скачки (саккады) Плавное слежение Зависимость от задачи (цели)!

Наглядно-действенное мышление Сенсо-моторный интеллект (Ж. Пиаже) – координация сенсорики и моторики на основе действия (напр., разделение с. и о.) Соответствие предмету, Целесо- образность, Схемы действия

Еще раз о когнитивных схемах Когнитивные схемы не предполагают резкого разграничения между формой и содержанием. Виды схем: Перцептивный цикл, Фрейм, Скрипт, Прототип

У. Найссер (1967) «Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой инфор- мации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы.»

Еще раз о когнитивных схемах Функции схем : план сбора информации, отбор информации, изменение направления поиска информации Ассимиляция и аккомодация.

Когнитивные схемы: перцептивный цикл

Общая характеристика процессов познания Образ мира – объединение пространственных и непространственных свойств предметов и явлений; 5 измерений Иерархия и гетерархия

Познание и образ

Образ Форма наглядной репрезентации предметов или событий «Изоморфизм» между образом и предметом

Классификации образов Образ /Перцептивный / Образ памяти образ воображения Отсутствие чувственной ткани! Перцептивный образ – Ментальный образ

Теория «двойного кодирования» (Пайвио, 1971) Отдельные репрезентации для вербальной и зрительной информации. Сходство и различия между перцептивным и ментальным (умственным) образом

Эксперимент Р. Санты (1977)

Результаты исследования Санты

Мыслительное вращение (Шепард, 1974)

Результаты Шепарда

Организация ментального образа Искажения когнитивных карт (Стивенс, 1978)

«Феномены Пиаже» Феномены наглядно-интуитивного мышления: Отсутствие сохранение объема, количества вещества, числа

«Феномены Пиаже»: отсутствие сохранения числа

Наглядно-образное мышление

Визуальное мышление (Р. Арнхейм)

Познание и знак (пропозиция)

Язык и речь Знак – связь означающего и означаемого Знаковая система Язык – система знаков и правил оперирования ими. Речь – процесс использования языка Возможности знаковой репрезентации бесконечны!

Гипотеза лингвистической относительности (Сепира-Уорфа) Влияет ли язык на мышление своего носителя? 2 формулировки: «сильная» и «слабая»

Противопоставление языка и речи (Ф. де Соссюр) Язык : -Стабилен -Обладает общественной природой -Требует теоретического овладения Речь : -Динамична -Индивидуальна -Допускает практическое, стихийное овладение

Виды и функции речи Виды речи: Устная – письменная, Внешняя –эгоцентрическая – внутренняя, монологическая – диалогическая. Функции речи: Общение/мышление Индикативная, номинативная, сигнификативная, иллокутивная (эмоц. воздействие) Внешняя и внутренняя сторона речи

Мышление и речь Принципы анализа: элементы / единицы Слово – средство общения и обобщения Значение слова как единица речевого мышления. Как связаны между собой мышление и речь?

Свойства внутренней речи (Л.С. Выготский) предикативность, редукция физической стороны речи, редукция грамматики и синтаксиса, превалирование смысла над значением слова, агглютинация семантических единиц, идиоматичность

Как и что репрезентируют знаки? 1.Называют, обозначают вещи и т.д. Пример: слова. 2.В некоторых случаях влияние знака очень сильно – лингвистическая относительность. 3.Речь помогает мышлению – для этого она становится внутренней речью. 4.Знаковая репрезентация развивается в онтогенезе!

Развитие мышления: операции и формы репрезентации Мышление как ВПФ Генетические корни мышления и речи: пути их развития в фило- и онтогенезе Дискуссия о природе эгоцентрической речи Формы эгоцентрической речи (Пиаже): Повторение. Монолог. Монолог вдвоем или коллективный монолог.

Развитие мышления: операции и формы репрезентации Развитие обобщения: Означающие постоянны, а значения слов развиваются! Понятие и его функциональные эквива- ленты: синкрет, комплекс, предпонятие Научные понятия и житейские

Эксперимент Выготского- Сахарова: материал

Репрезентация и действие: связаны между собой

Развитие форм репрезентаций Рубинштейн С.Л.: Наглядно-действенное М., наглядно-образное М., вербально-логическое М.

Развитие операций Пиаже Ж.: Сенсо-моторный интеллект – объединение сенсорики и моторики на основе действий Наглядно-интуитивное мышление – действий на основе образов Стадия конкретных операций – образов на основе конкретных операций Стадия формальных операций – конкретных операций на основе формальных