Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Мастер-класс Куртлацкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Ч ЕЛОВЕКОМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО Как воспитать в детях нравственные качества.
Современные образовательные технологии. ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Основы технологии развития критического мышления Е.В.Соколова, учитель начальных классов МАОУ «Школа 44» г. Полысаево.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Формирование субъектной позиции ученика на предметах гуманитарного цикла.
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Основные методические приемы развития критического мышления.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Транксрипт:

Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Мастер-класс Куртлацкова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 918 ЮВАО г.Москвы

2 Методические задачи 1. Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ) 2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ 3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

3 Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант Мышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон

4

5 Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

6 Ключево е слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры»

7 Ключевое слово

8 Ключевое слово Графические организаторы: «Кластеры»

Фишбоун 9 Голова: вопрос (проблема) Скелет: доказательства (верх-причина, низ-факт) Хвост: ответ (вывод)

Конкретные образовательные результаты ТРКМЧП 10 формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Критическое мышление: 11 - естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; - разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить; - особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения; - отправная точка для развития творческого мышления.

12 Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Критический мыслитель: 13 Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Формы и средства развития КМ 14 сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся КМ – письменная работа

15 Базовая модель ТРКМЧП Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)вызов Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)реализация смысла Третья стадия – рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала)рефлексия

Приемы работы по ТРКМЧП 1) Приемы восприятия информации. 2) Прогнозирование. 3) Работа с текстом. 4) Приемы, развивающие умение задавать вопросы. 5) Творческая интерпретация информации. 16

Эффективность технологии Прием «Видеолекция с пропусками» 1 четверть Средний процент – 40% 3 четверть Средний процент – 98% Прием «Видеолекция с верными/неверными утверждениями» 1 четверть Средний процент – 100% 3 четверть Средний процент – 100% 17

Система учебных занятий - урок изучения новых знаний по развитию речи в 5-м классе, тема «Типы речи»; - урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 9-м классе, тема «Неизвестный Грибоедов»; - урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 7-м классе, тема «Читая, размышляй» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). - система уроков изучения новых знаний по литературе (видеолекции) в 10-м классе, изучение творчества писателей и поэтов 19 в. 18

19 Пишем синквейн Пишем синквей (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейя: 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Технология РКМЧП Нестандартная, наглядная Развивает, систематизирует, стимулирует Читая, размышляй и записывай Мышление 20

СИМВОЛЬНЫЙ ТЕСТ Цель: проанализировать качества, помогающие или мешающие быть инноваторами

Удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем- то обсуждает.

Нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

Если вы хотите добиться в этой жизни чего- то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить. (А.Франс) 27

28 Творческих Вам успехов, коллеги!