Работу выполнила ученица 9 класса Полянская Юлия Руководитель Мотовилова Людмила Алексеевна Средства художественной выразительности (тропы и фигуры)тропыфигуры
Перифраз Метафора Синекдоха Метонимия Литота Ирония Аллегория Троп (от древнегреческого tropos оборот) слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. Гипербола Сравнение Назад Эпитет Олицетворение Ассонанс Аллитерация
Антитеза Анафора Асиндетон Градация Инверсия Оксюморон Параллелизм Парцелляция Полисиндетон Эпифора Фигура ( от латинского figura и от древнегреческого schema) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что используется в поэзии. Назад
Антитеза На Главную Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин)
Аллегория На Главную Аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа; часто используется в сказках и баснях. Лиса - аллегория хитрости, заяц - трусости, весы - правосудия, крест - веры, сердце - любви.
Анафора На Главную Анафора (единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления. Как ни гнетет рука судьбины Как ни томит людей обман Как ни браздят чело морщины. (Ф.И. Тютчев)
Эпифора На Главную Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне мира в тихом доме Возле мирного огня. (А.А. Блок)
Ассонанс На Главную Ассонанс – созвучие, повтор гласных, преимущественно ударных, звуков, один из видов звукописи Взложу на тетиву тугую Послушный лук согну в дугу. (А.С. Пушкин)
Асиндетон (бессоюзие) На Главную Асиндетон - пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин)
Полисиндетон (многосоюзие) На Главную Полисиндетон - построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А.С. Пушкин)
Градация На Главную Градация – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака). Не жалею, не зову, не плачу… (С.А. Есенин)
Инверсия На Главную Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи. Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А.С. Пушкин)
Ирония На Главную Ирония - троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. Насмешка часто прикрыта внешней учтивостью. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (спрашивают осла) (И.А. Крылов)
Литота На Главную Литота - художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
Метонимия На Главную Метонимия - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое - содержащее, продукт - его производитель, действие - орудие действия и т.д.) И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ. (М.Ю. Лермонтов)
Метафора На Главную Метафора - скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. (С.А. Есенин)
Оксюморон На Главную Оксюморон - сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С.А. Есенин)
Параллелизм На Главную Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)
Парцелляция На Главную Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. И снова. Гулливер. Стоит. Cутулясь (П. Г. Антокольский)
Перифраз На Главную Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. (А.С. Пушкин)
Синекдоха На Главную Синекдоха - перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д. И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Аллитерация На Главную Аллитерация – усиление выразительности художественной речи повтором согласных звуков, один из видов звукописи. Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)
Гипербола На Главную Гипербола – явное и намеренное преувеличения, с целью усиления выразительности и подчеркивания сказанной мысли. В сто сорок солнц закат пылал (В.В. Маяковский)
На Главную Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Сравнение Он был похож на вечер ясный... (М. Ю. Лермонтов)
Эпитет Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком (С.А. Есенин) На Главную
Олицетворение Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф.И. Тютчев) На Главную