Прибор - модель « Арка »
Прибор-модель «Арка» – предназначен для изучения таких компонентов организованности группы как: единство действий и мнений мотивация на совместную, взаимозависимую деятельность уровень психологического настроя лидерство
Применение прибора–модели «Арка» позволяет решать следующие задачи: 1.Влияние группового статуса на самочувствие ее членов, их активность и психологический климат в группе. 2.Определение уровня стабильности (динамичности) психологического настроя на деятельность и согласованности мнений и действий, а следовательно и работоспособности группы в следующих условиях: в предписанных условиях; в напряженных ситуациях; в условиях соревнования в особо мотивированных условиях
3. Изучение способности коллектива к созданию организации в условиях неопределенности и восстановлению нарушенной организации (в обычных и напряженных условиях). 4. Выделение лидеров и определение эффективности и устойчивости их действий в интервале вышеописанных условий. 5. Определение источников напряжения в группе (в обычных и напряженных условиях). 6. Качественные характеристики взаимодействия: сотрудничество – доброжелательность – контакт – взаимопомощь; конфронтация – конфликты – раздражительность – агрессивность и т. д.
Факторами, влияющими на характер групповой деятельности являются: 1. Привлекательность группы для индивидов, их «психологическая зависимость от нее». 2. Значимость поставленной перед группой цели. 3. Осознание ее как общегрупповой (что связано с уровнем развития группы как коллектива). 4. Наличие «мотива взаимоотношения» и навыка группового действия. 5. Способность членов группы к обеспечению взаимодействия индивидуальных и групповых мотивов, не к подавлению одних мотивов во имя других (что, конечно, необходимо в известных случаях, а но не может быть признано «универсальным средством»). 6. Отсутствие резкого диссонанса между реальным статусом индивидов и ожидаемым ими самими.
Применение прибора–модели «Арка» имеет большое значение в работе психологической службы лагеря. «Арка» позволяет проводить диагностику педагогического коллектива лагеря и своевременно корректировать определённые характеристики, что бы обеспечить его оптимальную работу. При работе с отрядами детей и подростков «Арка» позволяет более полно изучить структуру складывающейся группы, выявить динамику её становления, позволяет ускорить процесс формирования коллектива, обеспечивая оптимальную включенность в жизнь своего отряда и лагеря вцелом.
Формирующий и развивающий эффекты применения аппаратурных методик проявляется в следующих направлениях: Развитие организованности как способности коллектива соединять разнообразные мнения и действия в едином русле Развитие лидерства как феномена самостоятельного делегирования группой полномочий одному из ее членов Развитие умений организации и планирования совместной деятельности Оптимизация психологического климата в коллективе и повышение сплоченности коллектива
Данная методика будет интересна всем. Ведь реализация тех же задач возможна не только в условиях детского лагеря, но и в любом другом коллективе. Использование аппаратурной методики в тренинговых занятиях стимулирует сплачивание группы, развитие высокой степени организации, оптимального уровня эффективности и стрессоустойчивости коллектива.