Возрастные кризисы Подготовила студентка группы ЖУР-Д-Б-3 СЕРОУС ЕВГЕНИЯ
1 год На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка.
1- 3 года На второй стадии психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения
3 - 6 лет Формирование чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности
6-12 лет Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка
лет Наиболее уязвимый период для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний Доминирующими вопросами этого возраста являются: Кто Я?, Как Я впишусь в мир взрослых?, Куда Я иду?
проблема выбора карьеры; выбор референтной группы и членство в ней (реакция группирования со сверстниками по А.Е. Личко); употребление алкоголя и наркотиков, которые могут временно ослабить эмоциональные стрессы Развитие кризиса идентичности
Молодость Основные проблемы данного возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, вступление в брак
Переход к Расцвету (30 лет) Период нормативного кризиса как расхождения между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Личностная перестройка.
Расцвет "золотой возраст", "период бури и натиска", беспокойства, огромной работоспособности и отдачи, как бы возврат отрочества
Зрелость Примирение с самим собой как один из путей выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к общению как характерная черта данного периода
Старость Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь.