Методический центр 2008
Работа педагога более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении. К.Д. Ушинский Процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим. С.Т. Шацкий
Методический центр 2008 Проектная культура учителя Это составная часть его профессионально- педагогической культуры, совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно- воспитательных явлений, процессов и систем. Проектно-деятельностный уровень умений учителя сегодня определяет его профессионализм.
Методический центр 2008 Модель Модель является образцом, инструментом для построения реальной системы, которая создается способом изучения, прогнозирования и построения на этапе ее развертывания в процесс, т. е. способом моделирования.
Методический центр 2008 Новизна педагогического поиска в своем высшем проявлении – это создание новых педагогических систем, открытие неизвестных закономерностей, это новые идеи, методы, средства. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования
Методический центр 2008 Типы проектирования В.И. Слободчиков а) психолого – педагогическое проектирование образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала: обучения – как освоения способов деятельности; формирования – как освоения совершенной формы действия; воспитания – как взросления и социализации; б) социально–педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы.
Методический центр 2008 Три подхода к решению проектной задачи А.А.Арламов усредненный или абстрактный (типовой) проект разрабатывается группой ученых и компетентных практиков и затем передается "заказчику" для его адаптации (доводки) к местным условиям;
Методический центр 2008 Три подхода к решению проектной задачи А.А.Арламов предлагается набор альтернативных проектов и "заказчики" осуществляют выбор и адаптацию выбранного проекта к своим потребностям;
Методический центр 2008 Три подхода к решению проектной задачи А.А.Арламов педагоги совместно с детьми и родителями разрабатывают свой проект, приемлемый для себя
Методический центр 2008 Принципы Проектирование, комплексная деятельность, обладающая, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специальной провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь.
Методический центр 2008 Принципы участие в проектировании ставит людей (детей и взрослых) в позицию "хозяина жизни", когда человек не как исполнитель, а как творец, разрабатывает для себя и других новые условия жизни. проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении.
Методический центр 2008 Принципы проектирование есть специфический индивидуально- творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время данный процесс – есть процесс коллективного творчества.
Методический центр 2008 Проектирование становится в широком смысле - средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых), а в более узком смысле – средством развития проектировочных способностей.
Методический центр 2008 Виды проектировочной деятельности детей и взрослых в области образования
Методический центр Психолого-педагогическое проектирование саморазвития ребенка, определение зоны его ближайшего развития. Оно строится на помощи ребенку в познании самого себя и совместном со взрослым осознания или формулировке жизненных целей, конкретных трудностей, проблем. На базе этого возможно составление с помощью взрослого программы саморазвития.
Методический центр Групповое (коллективное) проектирование процессов. Данный вид проектирования доступен школьникам только по отношению к предметной деятельности. (Речь не может идти, например, о проектировании психических процессов). Наиболее доступно с точки зрения технологии проектирование совместной деятельности в сфере учения и досуга.
Методический центр Проектирование целостных систем, объектов, организационных форм и результатов деятельности (участие в разработке проектов авторских школ, образовательных подсистем, творческих, общественных объединений, клубов).
Методический центр 2008 Этапы и содержание проектной деятельности
Подготовительный этап Уточнение целей проектирования и психолого-педагогическое, методическое, организационное, материально-техническое обеспечение проектирования.
Методический центр 2008 Организационно - установочный этап Установка – Самоопределение участников проектирования
Методический центр 2008 Анализ ситуации Выявление несовершенства данного объекта, предмета. Определение потребностей (желаемого) на уровне социальном и индивидуальном.
Методический центр 2008 Проблематизация Определение проблем, обозначение разрывов желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска.
Методический центр 2008 Концептуализация Определение целей, их согласование. Разработка концептуального проекта:
Методический центр 2008 Программирование Создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного.
Методический центр 2008 Планирование Разработка плана достижения поставленных целей
Методический центр 2008 Алгоритм оформления проекта П(роблема) Ц(ель) З(адачи) Ф(ормы)/М(етоды) С(редства реализации форм) ожидаемый Р(езультат) А(нализ результата)