Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
Цель урока: Обобщить сведения об однородных членах предложения; об однородных и неоднородных определениях; об обобщающих словах при однородных членах ; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Однородные члены предложения 1. Должны относиться к одному и тому же слову. 2. Отвечать на один и тот же вопрос. 3. Однородные члены могут быть как одиночными,так и распространенными.
Однородные и неоднородные определения Однородные: 1.Характеризуют предмет с одной стороны: по цвету,форме,размеру… 2.Создают единое впечатление о предмете(т.е.можно все назвать одним словом) 3.Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом 4.Второе определение поясняет первое. Неоднородные: 1.Характеризует предмет с разных сторон; 2.Когда одно определение выражено прилагательным,а другое местоимением или числительным
Расставить знаки препинания,определив однородность или неоднородность определений. 1.Всю реку запрудил мелкий сплошной пропитанный водой лед. 2.Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. 3.Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа. 4.На нетронутом снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечеткий след,какой оставляет раненый зверь
Проверка 1.Всю реку запрудил мелкий, сплошной, пропитанный водой лед. 2.Кругом была та же мрачная, строгая, дикая природа. 3.Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа. 4.На нетронутом снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый, извилистый,нечеткий след,какой оставляет раненый зверь
Сочинительные союзы –Соединительные- Разделительные- Противительные иили (иль)а далибоно и…иили…илида ни…нилибо…либооднако не только…но ито…тоже как… так ине то…не тозато то ли… то ли
Схемы предложений с однородными членами 1.Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. 2.Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину. 3.Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта.
Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. О,О и О
2.Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину О,О и О
3.Пыль окутывала и машину, и генерала с шофером, и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. ОиО,ОиО].
3 Укажите ряд,в котором все союзы могут связывать однородные члены предложения А)или, либо,и; Б)когда,но,а; В)и,либо,едва
Какому предложению соответствует характеристика:,повеств.,невоскл.,простое., односоставное., неопределенно-личное,распрост., полное.,ослож.однород.дополнениями,выраженными существительными А)В саду сажают крокусы тюльпаны и другие зимующие растения. Б)Вопросы к докладчику удивляли своей простотой и точностью и демонстрировали интерес к проблеме. В)Жизнь без надежды как птица без крыльев
В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов? А. Он остановился под деревом, откинул капюшон плаща и посмотрел вокруг. Б. Крупные капли дождя шлепали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю. В. По вечерам мы собирались за столом и читали вслух книги, рассматривали журналы. Г. По дорогам тянулись обозы с яблоками и капустой и грузовики с зерном. 1. А,Б2)Б,Г3)Б,В4)А,Г
В каком варианте указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены. А. Я поднялся на крыльцо и вошел в тускло освещенное помещение. Б. Туман тотчас пришел в движение и показался противоположный берег. В. Он видел только низкое октябрьское небо и верхушку рябины, густо усыпанную крупными гроздьями. Г. Большая часть окон была закрыта выгоревшими газетами и только на некоторых из них висели занавески. 1) Б,Г.2) Б,В3)А,В 4)А,Г
Составьте предложения, выполнив следующее действие. 1. Из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места 2. Добавить сказуемое в предложение Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева 3. Добавить подлежащие в предположение В маленьком домике на окраине все напоминало об отце. 4. Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову
Составьте предложения, выполнив следующее действие. 1. Из предложения Неискушенному человеку в книжном мире нужен проводник взять существительное, которое является дополнением, поставить его в предложном падеже с предлогом в, согласовать данное существительное с указательным местоимением из предложения Это занятие не приносило ему радости (В этом человеке) 2. Добавить сказуемое в предложение Здание удивляло своей архитектурой (Удивляло) 3. Добавить подлежащие в предложение Все было залито водой (все). Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову. (В этом человеке удивляло все…)
Составьте предложения по схемам О:О,О,О О,О,О-О О:О,О,О_...