Приготовила: Барабуля М.В.
«Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». А.Барбюс, фр. писатель.
Дисциплина – обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами.
Учащиеся начальных классов легковозбудимые, подвижные, очень эмоциональные. Могут не ждать, когда их спросит учитель, могут выкрикивать ответ на вопрос, могут обидеться, если вызывают другого. У детей начальной школы преобладают актуальные потребности и импульсивная активность.
Ребёнка необходимо научить правильно воспринимать и истолковывать выражения чувств окружающих, уметь контролировать свои эмоции и чувства.
Формирование социально ценных эмоций может проходить в ходе проведения игр, направленных на развитие у младших школьников эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к социально значимым явлениям, на формирование социально ценных эмоций, развитие культуры, создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия, адаптации в коллективе, понимание и развитие умения контролировать свои эмоциональные состояния.
Педагог должен соблюдать некоторые условия: доверительное, откровенное общение с детьми; добровольное участие воспитанников в игре; отсутствие конфликтов; безоценочное отношение к негативным проявлениям детей; фиксация внимания на социально одобряемых поступках школьников; поддержка интереса; отсутствие усталости.
Основные элементы структуры самостоятельной деятельности учащихся: Целеопределение, т.е. выделение цели деятельности. Планирование, т.е. определение плана, по которому будет осуществляться данная деятельность. Выполнение запланированных действий, т.е. умение, следуя плану, осуществить учебную деятельность. Контроль, т.е. способность контролировать деятельность. Оценивание, т.е. умение анализировать и оценивать. Данные элементы отражают содержательную основу развития учебной самостоятельности.
Средства и способы развития самостоятельности: необходимо поручать больше дел выполнять самостоятельно и при этом больше доверять ребёнку; необходимо приветствовать всякое стремление ребёнка к самостоятельности и поощрять его; важно с первых дней обучения в школе сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребёнок выполнял самостоятельно, при минимально необходимой помощи со стороны взрослых членов семьи, чтобы любая его попытка к независимым действиям стимулировалась; необходимо поручать ребёнку какое-либо ответственное дело.
Хорошие условия для реализации этой задачи создают групповые формы учения и труда, широко используемые в настоящее время в начальных классах. Работа в группах делится на: звеньевую; бригадную; кооперировано-групповую; дифференцированно-групповую.
Первоочередная задача учителя – научить младшего школьника адекватно и сознательно анализировать и оценивать свою деятельность, поскольку именно эта рефлексивная сторона учебной самостоятельности создаёт возможность для формирования оценочной самостоятельности – «краеугольного камня» учебной самостоятельности.