«Кто такие третьеклассники?» Октябрь 2012
Д. Б. Эльконин: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим». Дети взрослеют. Все увереннее и самостоятельнее делают свои самостоятельные шаги по своей дороге. Вам очень хочется помочь им… Это естественное и правильное желание. Только будьте помощником, а не руководителем!
Пик работоспособности «Жаворонок» Рано просыпается, рано ложится спать 9–10 часов утра, 16–17 часов вечера «Сова» Встает позже, очень активен вечером 11–12 часов утра 18–20 часов вечера «Голубь» Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно 10–12 часов утра, 15–18 часов вечера Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов.
Как помочь ребенку проснуться: 1.Отличное средство быстро проснуться – физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. 2. Можно включать мультфильм, чтобы ребенок быстрее проснулся. 3.Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати.
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Основные свойства внимания: 1. Концентрация. 2.Объём. 3.Устойчивость. 4.Распределение. 5.Переключение.
Степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Концентрация.
Объём. Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Для детей девяти лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершить операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Устойчивость. Длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь. Ему нравится длительная напряжённая работа.
Распределение. Возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
Переключение. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другое (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания). Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребёнок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие.
Основные ошибки, связанные с невнимательностью детей: замена согласных, гласных (жуки – зуки) пропуск букв и цифр (трва – трава) добавление гласных букв (тарава – трава)
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!
Цикл упражнений на развитие внимания:
1) Выполни задание по образцу: М К Р С А Б К Л Т С 2) Закодируй таблицу: Образец: 1 = А
3) Найди «спрятавшиеся» слова: АВРОГАЗЕТААТМШКТДОМРМШЬ СМЕХ СТОЛБ УДОЧКА ПИРОЖОК
4) Раздели «склеенные» между собой слова (предложения): ШАРШКОЛАБОТИНКИБИНОКЛЬЕЛЬ БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИДЕТИРАДЫЗИМЕ ШАРШКОЛАБОТИНКИБИНОКЛЬЕЛЬ БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИДЕТИРАДЫЗИМЕ
5) Вычеркни повторяющиеся слова: МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯ СОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАПОХОД
6) «Перепутанные линии» РАОКОН
7) «Найди отличия» 7) «Найди отличия» Детям могут быть предложены какие- либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определённым числом деталей.
8) «Чтение с помехой» Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.
9) Найди числа по порядку
10) Найди ошибки в примерах = 1515 – 8 = = = = 2313 – 4 = 9 16 – 9 = = 2813 – 2 = – 6 = = 2515 – 4 = – 2 = = 2412 – 4 = 16
Рекомендации родителям: Постоянно тренируйте внимание ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность. Постарайтесь научить детей играть в шашки, шахматы. Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов!