Проблемы современной науки в контексте культуры II семестр, лекционный Ресурсы: Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., Расписание: Среды, 19.00, + договариваться. Четверги - не 17.30! Вторники? Возможность сдать досрочно по учебнику (словник). + хвосты Контрольное СМС в день занятий и человекоминимум
План темы «Оформление новоевропейской гносеологии» (10.02 – 24.02) 0. (О чем (пока) не будем говорить: социальная история знания). 1. Предыстория новоевропейской гносеологии: представление об истине (потаенном, глубоком) и явных, ошибочных, мнениях конкретных людей. 2. Переворот в понимании знания в XVI-XVII вв.: появление представления о формальных (а не только содержательных) характеристиках хорошего знания. «Метод» и «сомнение». Иллюстрация - декартовское рассуждение о cogito. 3. Исходная модель научного знания: «Декарт». 4. Распространение принципов «науки» на знание о человеке: социальная физика. 5. Появление первой программы, предположившей, что доказательность не является универсальной характеристикой науки: Джб. Вико
Предыстория новоевропейской гносеологии 1. Представление об истине (потаенном, глубоком) и явных, ошибочных, мнениях конкретных людей «Исходная установка мышления. Теоретическое выражение начинает находить у Парменида и Платона» 2. Переворот в понимании знания в XVI-XVII вв.: появление представления о формальных (а не только содержательных) характеристиках хорошего знания.
Картина, которая стоит за деятельностью исследователя ДАННЫЕ ОБЪЯСНЕНИЕ или, если смотреть не на то, что исследователь провозглашает как цель своей деятельности, а на то, что он делает реально МНЕНИЯ ИСТИНА (преодоленное или редуцированное разнообразие мнений)
Парменид (540 – 470) Бытие – это то, что есть, а небытия нет вовсе. Если бытие – это то, что есть, понятно, что истина – это бытие, а заблуждения – это небытие. Бытие явления (подлинное) (превратные) ИЛИ Истина мнения (единственное и неизменное (превратные суждения представление о бытии: о превратных явлениях) том, что есть на самом деле)
Следовательно, дело мыслителя: Проделывать путь МНЕНИЯ ИСТИНА 0 0 0
Представление о том, что в исследовании всегда должно быть проделано это движение: от некоторых Данных (и, как правило, возможности нескольких конкурирующих интерпретаций этих данных – иначе не было бы Проблемы и потребности в исследовании) – к единственному Объяснению. Далеко не всегда эта модель движения проговаривается в исследовании как очевидная, а иногда, в низкоконкурентных областях, ее не придерживаются («что вижу, о том пою»). Но в целом эту модель можно считать достаточно универсальной, хотя бы в качестве регулятивного образца. Задача нашего курса – отчасти в том, чтобы за отдельными теоретическими высказываниями конкретных авторов видеть такие вот скелеты их самых фундаментальных представлений.
Резюме лекции от ) «Истина» – как горизонт. Но не как физический, до которого доходишь через полчаса, а как ментальный. 2) Истина «определяется» в (относительно наивном) мышлении через соответствие реальности, но «подразумевается» через преодоление / редуцирование субъективности – того, что (как разница позиций и возможность ошибки) дано непосредственно.
Картина, которая стоит за деятельностью исследователя ДАННЫЕ ОБЪЯСНЕНИЕ или, если смотреть не на то, что исследователь провозглашает как цель своей деятельности, а на то, что он делает реально МНЕНИЯ ИСТИНА (преодоленное или редуцированное разнообразие мнений) Проделывать путь То, из чего исходят большинство исследователей, хотя совсем не все это признают, и гораздо меньше - проговаривают
Импликации представления Парменида о бытии и истине Что известно об истине «с самого начала» (до размышлений) – то, что она скрыта за возможностью ошибки в истолковании ложных впечатлений, за множеством мнений, Которые связаны с наличием множества толкователей. СЛЕДОВАТЕЛЬНО Истина – это то, что не зависит от случайностей индивидуальной позиции, от способностей, опыта и заинтересованности толкователя.
1. Образ «истины» - такой теоретической реконструкции положения дел, которая будет независимой от (множественности) наблюдателей («субъектов») и, соответственно, будет «объективной». Подлинное, скрытое превратным и преходящим (или явленное в них) Конструкция найдена еще древними греками (в т.ч. и платоновская пещера) и усилена в Европе христианством: внутренняя правда Иисуса Христа против мощи кесаря. истина праведной жизни против мирских суеты и неудач.
Средневековое знание – приоритет истинности содержания и опора на традицию Главная стратегия: редуцировать многообразие корректных исходных позиций. (Любое рассуждение по определению не должно противоречить истине Откровения) Истина по любому поводу уже сказана в Священном Писании или отцами церкви – нужно лишь разглядеть ее за иносказаниями. Чем является неожиданный исход сражения: наказанием за гордыню, повторением истории Давида и Голиафа или Маккавеев и римлян? Кто такие индейцы (не-люди, раз они не упоминаются ни в Библии, ни у Аристотеля): полулюди, новые люди, исчадия ада, божественно невинный народ, ангелы? Можно ли их обращать в рабство? За пределами сказанного авторитетами – способ получения нового знания может быть любым; соглашаться ли с ним – остается на усмотрение слушателя, который не располагает формальными правилами
Скачок XVI-XVII вв. Ослабление авторитета папства, раскол континента на католическую и протестантскую части, заинтересованность разных политических сил в своих трактовках действительности при более высокой плотности контактов, великие Географические открытия - возросшая степень сомнения в самых незыблемых истинах. Знание следует не распознавать и перетолковывать в корпусе уже имеющегося, но строить на новом месте (предварительно расчищенном от старых заблуждений) Если в средние века знание характеризовалось преимущественно содержанием МНЕНИЯ ИСТИНА И наиболее эффективным способом работы с ним было: 1) редуцировать многообразие корректных исходных позиций. (Любое рассуждение по определению не должно противоречить истине Откровения)
Если в средние века наиболее эффективным способом работы со знанием было: 1) редуцировать многообразие корректных исходных позиций. (Любое рассуждение по определению не должно противоречить истине Откровения) Вместо распознавания - накопление Мы не можем доверять ни старому знанию, ни тому, что нам говорят современники, ни даже собственным впечатлениям Формальные критерии качества знания; сделать так, чтобы могли доверять знанию, полученному другими людьми СомнениеМетодИстина то в XVII веке, с легкой руки Ф. Бэкона и Р. Декарта, возрастает значение другой стратегии: 2) по возможности сузить правила перехода от мнений к истине.