Гуманитарная гносеология в XVIII в.: Вико и кантианская критика – предпосылка кристаллизации «базовых» исследовательских стратегий
Подлинность события (поведение N, диагноз болезни, смысл истории или картины) скрыта от нас за «оптическими» (интеллектуальными, культурными) обманами. Обманы (они же ракурсы, способы видеть) могут восходить к свидетельствам, истолкованиям или быть аспектами самого предмета. Но в любом случае познание рассматривается как раскодирование последовательности искажений (дающих разные видения предмета).
Итак, «скелет» базового представления о «науке» (с XVII в.) составляют : Стремление к «истине» - к такой теории, которая будет преодолевать исходную зависимость впечатления о предмете от специфики положения наблюдателя (причину многообразия мнений и свидетельство их ложности). Представление о «методе» (о том, что движение от данных к теории должно быть проделано «по правилам»): И эти правила облегчают интеграцию результатов усилий разделяющих их людей в единое целое; Отделяют сообщество тех, кто умеет по ним работать («ученых», в т.ч. и обладающих правом признавать вступление в свои ряды новых людей) от «простецов» и «самоучек». Вклад ученого тем больше, чем труднее было ему пройти по той дороге, на которой он оказался первым, и чем легче стало идти по этой дороге вслед за ним. Идея знания как кумулятивного доказательства (желательно – выраженного в похожей на математическую форме): любая внешняя информация вначале вызывает недоверие и входит в корпус знания только после того как станет «ясной и очевидной» при помощи того знания, которое было признано «ясным и очевидным» раньше.
Джб. Вико: «ОННоОПН» (1725) – разработка основных возражений против программы доказательного гуманитарного знания Переворачивание негативной антикартезианской аргументации (непригодность дедуктивного доказательства для описания истории «свободы воли», психологичность декартовского критерия «ясности и очевидности», неискоренимая способность человека познавать что-либо, лишь уподобляя себе предмет познания) в позитивную методологию: Наиболее доступным для исследования человеком является то, что возникло в ходе человеческой деятельности, поскольку о смыслах поступков и высказываний могут быть сделаны правдоподобные догадки: в силу общности у всех людей единой человеческой природы благодаря «здравому смыслу»: способности к непосредственному пониманию значения высказываний и событий – свидетельств деятельности других людей.
Если Вы анализируете, допустим, поведение своего сверстника, все выглядит точно также: есть и общее пространство, и дистанция Европейский гуманитарий XVIII в. рассуждает об Эстетике древних римлян (республиканцев) Мужество и простота / суровость Возможно: т.к. есть общее пространство, объединяющий его с римлянами континуум. С позиции его «утонченности» (и технологической, и эмоциональной) древнеримское искусство кажется «суровым» и «мужественным». С другой стороны, именно римский компонент в генеалогии / воспитания этого гуманитария ответственен за то, что к «благородной простоте» надо стремиться При этом: дистанция. Для итальянца XVIII в. (очень условно) речь может идти о «мужестве» - качестве, которое проявляется в системе условностей («чести»), раскрывается или нет в определенном политическом устройстве и т.п. Для римлянина: «способность к борьбе» могла подразумевать просто самосохранение, а такое изображение мужского лица – «нулевая степень», оно не нагружено дополнительным смыслом мужества, все лица такие. Раскодирование этой дистанции (умение поставить эстетическое впечатление в контекст истории технологии, заимствований, вычесть из впечатления заведомо современные смыслы) – дело профессионала. Требует специального обучения. При этом работа началась с впечатления («мужество и простота / суровость»), которое «не было истинным» (= оказалось в итоге существенно скорректированным). Т.е. позволяющий составить такое впечатление «Здравый смысл» - совсем не тот фундамент прочного и несомненного знания, которого требовала декартовская программа.
Человеческой природе Вико приписывает Здравый смысл Способность непосредственно понимать значение высказываний и событий. Полезность идеи здравого смысла в гуманитарных науках: 1) возможность пренебречь недоступностью точного исследования, эксперимента и измерения; 2) возможность оправдать личную заинтересованность исследователя, значимость для него предмета. Непосредственные следствия гипотезы о здравом смысле: Специальная наука о свободном поведении людей (филологии у Вико); основной ее метод - исследование текстов. Трудности интерпретации человеческого поведения; признание историчности - изменения (хотя и в принципе единой) человеческой природы во времени.
Вико о формах гуманитарного познания: а) аналогия и приведение примеров вместо дедукции; б) интерес к области проявления свободной человеческой воли, не подчиняющейся закономерностям. Т.е. к истории и литературе; в) активное использование метафор и риторики.
Однако – это «наука» И преодоление методологической дистанции (между данными и ответом) происходит все равно не наобум, а по правилам и стандартам, которые (институционализированно!) отделяют тех, кто умеет ими пользоваться, от тех, кто в силу своего неумения должен оплачивать квалифицированных экспертов.
Таким образом, «правила» (методичность) интеллектуальной деятельности остаются условием существования гуманитариев как социальной группы (европейского общества), даже если «доказательность» может быть поставлена под сомнение. И нуждаются (правила собственной интеллектуальной деятельности) в осознании и контроле.
(Крайне) критическое отношение к надежде на доказательное знание Юм: невозможность чисто эмпирического знания. Ощущение собственного сознания как самотождественного единства и возможность опознавать связи между явлениями как причинные (а не, например, хронологические) не даны нам с такой достоверностью как свидетельства органов чувств. Неизбежность принятия гносеологических презумпций равнозначна признанию того, что весь корпус нашего знания «истинен не более, чем система верований, принимаемых сознанием на основании других верований». Кант. Формулировка проблемы о сочетании в познании рацио и опыта (= проблемы возможности познания) как «проблемы синтетических суждений»: как мы, европейцы, которые до XVIII века видели только белых лебедей, и включали цвет «белый» в определение птицы «лебедь», разрешаем себе считать, что такой же, но только австралийский и черный, тоже называется «лебедь»? Путинская эпоха: стабильность или застой? Принципиально тот же вопрос о присваивании предмету определенного свойства Кантовский вариант ответа: Мы располагаем аппаратом «априорных форм восприятия» – структурой, которая позволяет нам переходить от одного к состояния информации к другому, интериоризируя внешние впечатления. Иными словами: знание у нас есть, но оно возможно только как субъективное
Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии Субъект-объектная схема доказательное установление истины Невозможность Оправдание возможных познания форм познания Вико: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Критиче ски- реляти- вистская традиция Позитивизм: Неиндивидуаль ность исследования; Кумуляти- вность; Детализация процедуры Идея о консубстанциальности исследователя и предмета; возможность обойтись меньшим привлечением внешних данных Умозрительная стратегия (трактовка и исследователя и предмета, как подчиняющихся единым логическим законам) Романтиче- ски-интуи- тивистская стратегия