Базовые представления о познании к началу Нового времени: 1. Образ познания как преодоления дистанции от внешнего, множественного и превратного к единственному и подлинному («истине») 2. Переворот XVI-XVII вв.: от интереса исключительно к содержанию знания и модели распознавания за данными опыта уже известной истины Откровения к модели «нового» знания. Накопление, недоверие, метод, формальные критерии качества знания.
В производстве нового знания, в рассуждении, участвуют как позиции, осознаваемые мыслителем, так и те, в которых он не отдает себе отчет (неважно, коллективные или индивидуальные). Эти позиции, смотря на это дело с нашей стороны, можно выделять, описывать и исследовать; это помогает предполагать степень применимости чужих теоретических конструкций и устанавливать ограниченность собственной точки зрения.
Интеллектуальная работа может быть понята как преодоление дистанции Личные качества главных российских политиков Происки угрожающих России внешних врагов Неизменный дух / историческая судьба русского народа / российских народов Колебания цен на нефть Есть то, что видят все Насморк, кашель, слабость Лейкоциты и тромбоциты – можно, оказывается, и смотреть иначе, и увидеть другое Влияние злых духов Нарушение соотношения жизненных соков Пониженный иммунитет Вирусное заболевание Последовательность законодательных актов и дипломатических демаршей РФ и ее отражение на телевидении, в прессе и в Интернете причем многие – по-разному
То, о чем вы думаете, устроено точно также Это необходимая стадия развития истории искусства – развитие предыдущих достижений и разочарований Это гениальное озарение Энди Уорхола – настоящего художника Это гнусный выпендреж, который может оказаться безуспешным только в условиях всеобщего бескультурья Это одно из событий, свидетельствующих об окончании эпохи (искусства) модерна и этито надо рассматривать не как артистическую, а как социальную практику, положительную или отрицательную пока неизвестно Поведение NN Что он говорит Что о нем говорят Что он делает Что говорят о том, что он делает … У него такие-то мотивации У него совсем другие мотивации У него такие-то цели У тех, кто говорит о нем так, такие-то причины … Энди Уорхол тиражирует банки с супом «Кэмпбелл»
Во всех этих примерах картина, которая стоит за деятельностью исследователя ДАННЫЕ ОБЪЯСНЕНИЕ или, если смотреть не на то, что исследователь провозглашает как цель своей деятельности, а на то, что он делает реально МНЕНИЯ ИСТИНА (преодоленное или редуцированное разнообразие мнений)
Представление о том, что в исследовании всегда должно быть проделано это движение: от некоторых Данных (и, как правило, возможности нескольких конкурирующих интерпретаций этих данных – иначе не было бы Проблемы и потребности в исследовании) – к единственному Объяснению. Далеко не всегда эта модель движения проговаривается в исследовании как очевидная, а иногда, в низкоконкурентных областях, ее не придерживаются («что вижу, о том пою»). Но в целом эту модель можно считать достаточно универсальной, хотя бы в качестве регулятивного образца. Задача нашего курса – отчасти в том, чтобы за отдельными теоретическими высказываниями конкретных авторов видеть такие вот скелеты их самых фундаментальных представлений.
Таким образом, сегодня и неделю назад мы говорили о самом базовом из таких образов для классической теории познания – о представлении об истине. «Истина» - образ единственного и предположительно скрытого за превратностями внешних признаков и ограниченностью и разноголосием множества толкователей знания. «Истина» – то, что есть «на самом деле»; то, что не зависит от случайностей индивидуальной позиции, от способностей, опыта и заинтересованности толкователя.
Подлинное, скрытое превратным и преходящим (или явленное в них) Конструкция найдена еще древними греками (парменидовское «подлинное бытие» в отличие от видимых мнимостей, платоновские «эйдосы» (подлинные сущности вещей), отбрасывающие причудливые тени в пещере нашего сознания) и усилена в Европе христианством: внутренняя правда Иисуса Христа против мощи кесаря. истина праведной жизни против мирских суеты и неудач.
Средневековое знание – приоритет истинности содержания и опора на традицию Главная стратегия: редуцировать многообразие корректных исходных позиций. (Любое рассуждение по определению не должно противоречить истине Откровения) Истина по любому поводу уже сказана в Священном Писании или отцами церкви – нужно лишь разглядеть ее за иносказаниями. За пределами сказанного авторитетами – способ получения нового знания может быть любым; соглашаться ли с ним – остается на усмотрение слушателя, который не располагает формальными правилами
Скачок XVI-XVII вв. Ослабление авторитета папства, раскол континента на католическую и протестантскую части, заинтересованность разных политических сил в своих трактовках действительности при более высокой плотности контактов, великие Географические открытия - возросшая степень сомнения в самых незыблемых истинах. Знание следует не распознавать и перетолковывать в корпусе уже имеющегося, но строить на новом месте (предварительно расчищенном от старых заблуждений) Если в средние века знание характеризовалось преимущественно содержанием МНЕНИЯ ИСТИНА И наиболее эффективным способом работы с ним было: 1) редуцировать многообразие корректных исходных позиций. (Любое рассуждение по определению не должно противоречить истине Откровения) то в XVII веке, с легкой руки Ф. Бэкона и Р. Декарта, возрастает значение другой стратегии: 2) по возможности сузить правила перехода от мнений к истине.
Метод Если я знаю, каким путем шел от данных к теории ученый А, я могу использовать его результаты (а впоследствии должен или принять их, или опровергнуть) Импликации представления о методе: Появление идеи не только знания истинного/ложного, но и организованного(scientia)/ненаучного. Видение множественности субъектов не как недостатка (различие точек зрения), но как достоинства (возможность накопления знания).