Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
Advertisements

« КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Компетентностный подход в воспитании школьников Материалы педагога- психолога Медведевой Л.А Март 2012 г.
Педагогический совет «Компетентный учитель – компетентный ученик г.
Васильчук Ирина Алексеевна. Воспитатель высшей категории. «Прогимназия 108». Г. Улан –Удэ.
Педагогический совет. «Роль моего предмета в будущей жизни ученика»
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
В.Г.Елецкая 8 апреля, 2013 г. МБОУ ЦРТДЮ Первомайского района г. Ростова-на-Дону Компетентностный подход в образовании.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
"Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь". Я. А. Коменский.
Компетенции и компетентостный подход. «… четыре столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться.
Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему. Дискуссия - спор, обсуждение какого - либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
Педагогический совет «Формирование ключевых компетенций учащихся через использование образовательных технологий Отв. заместитель директора по УВР Е.В.Борцова.
Транксрипт:

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании

Что такое компетентностный подход? Это противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений). Это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя проработать соответствующих средств.

Родина понятий «компетенция» и «ключевые компетенции» - США Время появления – конец 70-х гг. XX в. Сфера – бизнес. Проблема – определение качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности. Результаты первых исследований – 21 компетенция, которые были свойственны людям, успешным в своей профессиональной деятельности (неважно какой).

Понятие компетенции… Из стратегического доклада в рамках проекта «Определение и отбор компетенций: теоретические обоснования» (Швейцария и США): «компетенция – это способность удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание.» Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).

Что такое «ключевые компетенции»? Сам термин указывает на то, что это «ключ», основание для других, более конкретных и предметно- ориентированных компетенций. Ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.

Ключевые компетенции… Ключевые компетенции – это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Ключевые компетенции приобретаются в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как результат их успешного применения для решения учебных и профессиональных задач и проблем.

Четыре основные группы компетенций: 1. осуществление деятельности в автономном режиме, самостоятельно, т.е. человек владеет информационной компетентностью, может использовать любые источники информации, знания в практической деятельности; 2. осуществление деятельности в группе, в команде; 3. осуществление управленческой деятельности (умеет ставить цели, планировать свою работу, себя организует на ее выполнение, рефлексирует результат, вносит поправки или корректирует ее, ставит новые цели; 4. обустройство своей личной жизни.

В. Хутмахер в качестве основных компетенций выделяет… …Их может быть всего две – умение писать и думать; …или семь – учение, исследование, думание, общение, кооперация (взаимодействие), умение делать дело, доводить дело до конца, адаптироваться к себе, принимать себя.

Функции ключевых компетенций… Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для решения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

Качества успешного человека современности и ближайшего будущего? самостоятельный предприимчивый ответственный коммуникабельный толерантный способный видеть и решать проблемы автономно и в группе готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию работать в командах … Все это универсальные качества и свойства и необходимы любому человеку.

Какие же качества необходимы в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен (автор книги «Компетентность в современном обществе») отвечает: Способность работать самостоятельно без постоянного руководства Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе Умение принимать решения на основе здравых суждений, то есть, не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности, обработать информацию математически.

Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать Готовность замечать проблемы и искать пути их решения Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа Способность уживаться с другими Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими)

Компетенция как результат образования Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) – ответ образования на вызовы современности. Следовательно, компетентностный подход основан не на увеличении объема информированности в различных предметах (это бессмысленно), а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Компетенция как результат образования Если цель образования – успешная социализация в обществе, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы.

Что такое компетентностный подход? Это противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений). Это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя проработать соответствующих средств.