( Материалы к уроку русского языка в 6классе) ( Материалы к уроку русского языка в 6классе) Составила Чернова Л.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 5 г.Светлого
Диктант Имя прилагательное, грамматические признаки, лексическое значение, род, число, падеж, разряд, склонение, качественные, относительные, притяжательные, полные и краткие, признак предмета, синтаксическая роль, определение, сказуемое, морфологический разбор. Задание: 1)Дайте определение каждому из терминов. 2)Составьте рассказ об имени прилагательном как части речи, используя слова диктанта как опорные (КЛЮЧЕВЫЕ)
Раскройте скобки и объясните слитное или раздельное написание частицы НЕ с именами прилагательными 1.Даже в плохую погоду сквозь сквозь тучи пробивалось столько света, что воздух казался (не)серым, как осенью,а лучистым. 2.(Не)красивому почет, а умному.3.(Не)насытный человек всегда (не)счастлив.4.(Не)правое дело и через сорок лет наружу выйдет. 5.(Не)решительному не знать удачи. 6.Провинившийся всегда чувствует себя (не)уверенным. 7.(Не)законное дело заводит на (не)правильный путь. 8.Этот рассказ вовсе (не)интересный. 1.Даже в плохую погоду сквозь сквозь тучи пробивалось столько света, что воздух казался (не)серым, как осенью,а лучистым. 2.(Не)красивому почет, а умному.3.(Не)насытный человек всегда (не)счастлив.4.(Не)правое дело и через сорок лет наружу выйдет. 5.(Не)решительному не знать удачи. 6.Провинившийся всегда чувствует себя (не)уверенным. 7.(Не)законное дело заводит на (не)правильный путь. 8.Этот рассказ вовсе (не)интересный.
Укажите, в какой части слова пропущена буква. Вставьте ее. Выберите из текста три прилагательных разных разрядов и сделайте их морфологический разбор Ж..лтая листва, спелый крыж..вник, рыболовный крюч..к, петуши..ый гребеш..к, (не)больш..й камеш..к, скрыться за туч..й, осветить свеч..й, смешнй галч..нок, укрыться плащ..м, плюш..вые портьеры, держать в еж..вых рукавицах. Ж..лтая листва, спелый крыж..вник, рыболовный крюч..к, петуши..ый гребеш..к, (не)больш..й камеш..к, скрыться за туч..й, осветить свеч..й, смешнй галч..нок, укрыться плащ..м, плюш..вые портьеры, держать в еж..вых рукавицах.
Выборочный диктант (1в.- выписать слова с одной буквой Н; 2в.- с двумя буквами Н.) Петуши..ый, искусствен..й, песча..ый, цен..ый, авиацион..ый, весен..ий, землян..ой, государствен..ый, ветрян..ой, стеклян..ый,кожан..ый, ветрен..ый, корен..ой, ремеслен..ый, совин..ый, ржан..ой, сезон..ый, пенсион..ый, ледя..ой, комарин..ый, сви..ой, юн..ый, платян..ой, деревян..ый.
Образуйте прилагательные от данных слов. Обозначьте суффиксы. Сформулируйте правило. Дерзить, скользить, низ, горняк, Дерзить, скользить, низ, горняк, плотник, молодец, гигант, завод, зверь, конь, Сибирь, село, писатель, маршал, июль, декабрь, январь, Испания, узбек, плоть, рыбак, дети, Испания, узбек, плоть, рыбак, дети, черкес, кузнец. черкес, кузнец.
Запишите правильно слова, объясните свой выбор Бледно(лиловый),восточно(славянс кие) трудно(доступная), трудо(любивый), длинно(ногие), документально(художественный), широко(плечий), темно(коричневый), средне(суточная), (бело)снежный, (сельско)хозяйственный, (плодово)ягодный, (тридцати)градусный, (химико)биологический, (вагонно)ремонтный, (картофеле)уборочный, (десяти)летний.
Беседа по вопросам. - У каких прилагательных есть краткая форма? - На какие две группы делятся степени сравнения? Как образуются степени сравнения? - Как определить, какое окончание нужно писать у имени прилагательного в безударном положении? - Каким правилом нужно пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?