Физика в блокадном Ленинграде Самодуров Игорь и Онегин Андрей 10 2 МОУ «Лицей 3»
(Из воспоминаний Н. М. Рейнова). Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчётливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. "Вся масса учёных Ленинграда с величайшей готовностью включалась в борьбу с фашизмом. В начале войны при городском комитете партии была создана комиссия по реализации оборонных предложений. Её председателем стал академик Н. Н. Семёнов. Он обратился к учёным Ленинграда с призывом искать и находить новые средства для борьбы с врагом, помогать в совершенствовании всех видов вооружения, словом всячески способствовать быстрейшему достижению победы. И прежде всего привлёк к этой работе Физико - технический институт.
Во время войны стояли необычно злые морозы, и тогда наши ученые изготовили знаменитую грелку. Промышленность в короткий срок освоила её выпуск. Среди членов комиссии по оборонным предложениям были многие выдающиеся учёные - А. Ф. Иоффе, М. А. Шателен, Н. Н. Миролюбов, А. А. Петров и др. Осенью 1941 года были применены фосфоресцирующие значки и материалы для людей и приборов. Были пущены в дело всевозможные отходы, найденные на поверхностях стен лабораторий. Были применены методы размагничивания кораблей, создана изоляция высокочастотных проводов. Все шло в дело: нафталин применялся для изготовления взрывчатки, запасы масляных красок были пущены на пищу (предварительно пройдя химическую переработку), найденные на складе баллоны быстро нашли свое применение в снарядах. Со дна рек, которыми так богат Ленинград, начали доставать топливо. По предложению учёных, сконструировавших специальные механизмы, из под воды доставали утонувшие когда-то брёвна. В городе не было кокса. Учёные нашли способ плавить металл для снарядов и мин на термически обработанном антраците и торфе. Горючее для боевых самолётов извлекали из низкосортного топлива. Военные изобретения
Автомобили, шедшие по Дороге Жизни, часто проваливались под лед. После проведённых экспериментов сделали выводы: наиболее опасной скоростью движения для автомобиля по льду Ладожского озера являлась скорость 35 км/ч. При ней собственные колебания льда совпадали с колебаниями, вызваными идущим по льду автомобилем. По возможности не нужно везти машины колоннами, не делать обгонов на льду. Если автомобили движутся по параллельным путям, то расстояние между ними должно быть более метров. Были рассчитаны динамические нагрузки на лёд. Установлено, при каких условиях танки смогут пройти по Неве.